e
Годами откладываете запуск бизнеса, выжидаете подходящий момент. Не всегда это связано с внешними обстоятельствами – часто проблема внутри вас. Что вас тормозит и как найти цель, которая подтолкнёт к активным действиям рассказала Ольга Рыбина, сертифицированный коуч МСС ICF, автор книги «Делай как коуч», сооснователь «Академии профессионального коучинга 5 Prism».
В теории, чтобы стать предпринимателем, необходимо составить бизнес-план, расписать задачи, найти первоначальный капитал и с головой окунуться в работу.
На практике же, даже если уже есть необходимая поддержка, ресурсы и план действий, возникает блок. Порой для старта нужны не только интерес или деньги — не хватает какого-то секретного ингредиента.
Узнали себя? Тогда продолжайте читать материал: рассказываем, почему люди занимаются бизнесом и как наконец перейти к делу.
Идеальный алгоритм старта своего бизнеса выглядит так:
И часто случается так: нашли хорошую идею, полезную людям, но азарта для её воплощения нет. Или видите возможность зайти на рынок и «снять сливки», основываясь на предыдущем опыте, но упускаете момент, хотя ресурсы для старта были.
В обоих случаях проблема одна: бизнес на уровне идеи или реализации не согласуется с истинным запросом.
Это может случиться и с теми проектами, которые стартовали и успели показать хороший результат, но не приносят удовлетворения создателям. Тогда тоже стоит сделать несколько шагов назад и вернуться к самому первому пункту алгоритма — понять истинную цель запуска бизнеса, чтобы обрести недостающий стимул.
Аналитический рациональный подход по модели SMART тут не подойдет — нужно честно задать себе ключевой вопрос: «Что я хочу на самом деле, когда я хочу стать предпринимателем?». Ответ у каждого будет свой, но есть несколько общих тенденций.
Не важно, чьё внимание вы хотите получить. Главное, что свой стартап вы будете продвигать благодаря работе над собой и хорошо продуманной кампании по созданию личного бренда. Коучинговые сессии, СМИ, презентации, встречи на форумах — подходит любое движение.
Так, клиентка работает исполнительным директором в агентстве недвижимости и параллельно создала свое SMM-агентство. Несмотря на высокую должность на основном месте работы, именно статус владельца своего агентства даёт ей возможность по-настоящему проявить себя и получить внимание коллег по цеху, которое не нужно делить с кем-то ещё.
Очень часто эта цель движет женщинами-предпринимательницами, которые запускают своё дело в декрете. К моменту материнства многие женщины сегодня имеют высокий статус, значительный багаж знаний и опыт работы. В период отпуска по уходу за ребенком им не хватает рабочей динамики, которая формировала их привычную жизнь до беременности. Резкое смещение фокуса внутрь семьи и выполнение преимущественно «теневых» обязанностей приносит беспокойство. Тем более, что в корпоративном секторе до сих пор существует большое количество блоков для женщин на рабочем месте: для многих декрет означает полную потерю должности, а само материнство видится многими работодателями как негативный фактор.
Запуск своего дела позволяет им вернуть свой прежний статус или продвинуться еще дальше, вместе с тем часто — без отрыва от материнства. Периодически и проекты могут быть связаны с их новым опытом: к примеру, открытие детских садов и образовательных центров, куда могут ходить и их собственные дети. Конечно, это далеко не все ниши, где предпринимательницы находят успех и преумножают уверенность в собственных силах после декрета.
Гиперопека родителей или их невнимание, негативные фразы — «не будешь учиться, пойдешь мести дворы», «ничего из тебя не выйдет с таким отвратительным поведением» — не лучшим образом сказываются на самооценке. В будущем каждому ребенку, к которому так обращались, хочется побыстрее доказать окружающим и в первую очередь себе свою независимость и состоятельность.
Яркий пример: один из моих клиентов бросил школу в 16 лет и решил открыть своё дело. Сегодня ему 21 год, он собственник успешного бизнеса.
Из детства за нами тянутся многие внутренние триггеры, детская мечта — один из самых позитивных.
Так, клиент со школьных лет хотел рассказать и показать людям, что еда может быть и полезной, и вкусной. Он верил в себя, его страсть поддерживали близкие. Сегодня у него сеть кафе правильного питания.
Другой всегда любил животных, и не был готов мириться с тем, что в его районе и даже городе не хватает лекарств или современного оборудования для лечения и диагностики домашних питомцев. Поэтому он открыл ветеринарную клинику.
Мечта повторить путь своего кумира тоже имеет место: исследование центра аналитики НАФИ показало, что 56% молодых предпринимателей на открытие своего дела вдохновились примером известных бизнесменов и бизнесменок, будь то Татьяна Бакальчук или Илон Маск.
Зачастую стремление почувствовать значимость стоит именно за формулировкой «уйти из найма» — воплощать свои идеи и работать только на себя.
К примеру, педагог-лингвист хотела «зажигать» сердца не только подростков-студентов: она стремилась расширить свою компетенцию, работая ещё и со взрослой аудиторией — в компании это было невозможно. В итоге она создала свою компанию и помогает всем, кому хочет.
В семьях бизнесменов дети обычно вовлечены в работу с малых лет, видят всю предпринимательскую деятельность «изнутри», берут пример с родителей, бабушек и дедушек. У многих затем появляется искреннее желание продолжать профессиональную династию.
В некоторых случаях и такая цель возможна. Например, вы понимаете, что достигли в найме финансового потолка и сможете заработать на уже любимом и понятном деле намного больше, если отправитесь в самостоятельное плавание.
Так, клиентка долго работала менеджером по продажам в компании, которая занималась поставками материалов и оборудования для салонов красоты. Зная все тонкости бизнеса, она открыла специализированный салон для женщин. Сегодня у неё сеть по всей России и ближнему зарубежью.
Стоит отметить, что такая цель будет актуальна недолго. Когда вы достигните значимых для вас результатов и выйдете на плато, вопрос «зачем мне это» всё равно встанет. Масштабировать бизнес и добиваться действительно больших результатов можно только ориентируясь на нематериальные цели.
Главное, не подходить к этому исключительно рационально и не заимствовать цель у другого предпринимателя.
Нужно смотреть глубже. Какие ощущения вы испытываете в теле, какие эмоции преобладают, когда вы обсуждаете свои гипотезы с компаньонами, близкими людьми или размышляете наедине?
В психологии есть такое понятие — создание потребного будущего, когда человек в уме детально прописывает, моделирует результат своих действий. Вы можете проделать это упражнение: представить, счастливы ли вы, гордитесь ли собой в той версии будущего, где вы уже пришли к результату.
Иногда предприниматели говорят: «Мне становится страшно, когда я думаю об этой цели». Но страх — не показатель, что она не ваша. Цель может и притягивать, и пугать одновременно. В любом случае вы не остаетесь равнодушными. Хуже, когда нет эмоций. В таком случае, возможно, это даже не цель – а задача, ступень, которая ведет к цели.
Это то, что можно время от времени пересматривать. Например, клиент открыл издательство, но со временем сфокусировался на более узкой специализации, исключительно детской литературе.
На этапе строительства компании важно собирать вокруг себя людей, которые будут разделять вашу цель. Открытие бизнеса с подругой или найм близких родственников будет эффективен, если они будут смотреть в одном направлении с вами. Разумеется, они должны быть экспертами в своем деле, а не просто «хорошими людьми».
Рано или поздно любой предприниматель сталкивается с трудностями, причем на любом из этапов развития бизнеса.
Например, вы — молодая команда без четкого распределения обязанностей, все взаимозаменяемы, вы друг друга поддерживаете. Идёте к цели быстро, с азартом. Количество заказов возрастает — приходит пора увеличивать команду, чтобы каждый нёс ответственность за свой участок работы. Тут и появляется трудность: вы можете видеть проблему, но не знать, как сделать по-другому.
И эта или любая другая трудность не означают, что цель выбрана неверно. Просто нужно проблему проработать. В данном случае, подвести итоги первого этапа и перейти на следующий — выстроить систему и иерархию в команде.
Работу над собой можно сравнить с погружением на дно, там ваши сокровенные желания, цели и мотивы. Поэтому. чтобы прорубить дверь в невидимой стене, перед которой вы стоите в растерянности, и начать действовать, обратитесь к себе и сформулируйте, зачем вам нужен бизнес.
Истинный запрос – самое важное, что поможет продвижению в бизнесе.
Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…
Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…
Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…
Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…
У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…
Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…