e
С 29 июня 2023 года самозанятые и физлица могут регистрировать в Роспатенте свои товарные знаки. Раньше это было доступно только ИП и ООО. Рассказываем, кому нужен патент на бренд, как проходит процедура регистрации товарного знака для физлиц и сколько это стоит.
Товарный знак — это обозначение (словесное, изобразительное, объемное, комбинированное, звуковое, вкусовое и обонятельное), которое позволяет индивидуализировать товары на рынке. По сути, это зарегистрированное обозначение бренда, которое юридически отличает и защищает вас или вашу компанию от конкурентов.
Представьте рынок, где много одинаковых прилавков с медом — они не отличаются ничем, разве что продавцы все разные. У них нет бренда. Но в самом углу рынка виднеется яркая вывеска «Мед от дяди Вани» и подпись «семейная пасека в Алтайском крае». Заинтересовало? Так и работает бренд.
Только вот конкуренты, увидев, что мед от дяди Вани разбирают быстрее, чем у остальных, тоже могут сделать такую вывеску. Тут-то и пригодится товарный знак — он юридически заверяет название марки как вашу собственность. Даже если конкуренты копируют название, вы можете обратиться в суд и будете правы, еще и компенсацию получите от нарушителей.
Какую выгоду можно получить от регистрации товарного знака:
Товарный знак можно зарегистрировать не для любых товаров и услуг. Так, например, нельзя получить товарный знак для:
Это лишь несколько примеров. Полный список ограничений есть в статье 1483 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Что нужно сделать для регистрации товарного знака.
1. Придумайте товарный знак. Убедитесь, что он:
Учтите, что названия бренда могут повторяться только в разных классах Международной классификации — например, два магазина продуктов с разными собственниками не могут называться «Аленушка», но под таким названием можно открыть, например, салон красоты.
Проверить, нет ли пересечений с уже зарегистрированными брендами, можно на сайте Онлайн Патента.
2. Соберите пакет документов для Роспатента:
Кроме того, нужно будет подписать согласие на обработку персональных данных.
Класс МКТУ можно подобрать самостоятельно по справочнику (с учетом планируемой деятельности) либо после обращения к специалисту компании за консультацией.
3. Оплатите госпошлину. Размеры установленных законодательством платежей можно посмотреть здесь.
4. Соберите все материалы и отправьте в Роспатент. Это можно сделать лично (в офисе ведомства в Москве), через сайты ФИПС или «Госуслуги» (для этого нужна квалифицированная электронная подпись) либо по почте.
5. Дождитесь результатов экспертизы:
6. Если нарушений нет, оплатите регистрацию товарного знака.
Всё оформление занимает максимум полтора года. Но если вопросов со стороны Ведомства не будет, то можно уложиться и в полгода.
Регистрация товарного знака может стоить от 20 до 50 тысяч рублей. Из чего складывается цена:
Срок действия свидетельства о регистрации товарного знака — 10 лет. Поэтому, защитив бренд, не забудьте его продлить, иначе любое другое физическое или юридическое лицо сможет зарегистрировать его на себя.
Кроме того, если в документах будут ошибки, их тоже придется оплатить — каждое исправление стоит 2 800 рублей. Каждый год в Роспатент подают около 100 тысяч заявок, при этом ⅔ отправляют на исправление. Поэтому лучше перепроверять все документы несколько раз или доверить оформление профессионалам, например, Онлайн Патенту. Эксперты сэкономят вам деньги на возможных ошибках.
Доменное имя — такая же значимая часть бренда, как логотип. Поэтому всегда будут те, кто захочет его украсть или подделать. Например, киберсквоттеры регистрируют имена, похожие на домены известных компаний и зарабатывают на них разными способами. Но это еще цветочки! Были случаи, когда злоумышленники регистрировали товарный знак на чужой домен и обращались в суд, чтобы забрать права на него. Товарный знак — своего рода гарант безопасности и ваш железный аргумент в любой спорной ситуации.
Пример из практики. В 2015 году в Арбитражном суде Калининградской области слушалось дело по поводу товарного знака «SAUCONY». Наименование фирмы было внесено в реестр Роспатента. Позже правообладатель обнаружил в сети сайт saucony.ru, который ему официально не принадлежал. Суд согласился, что размещение портала в сети незаконно: нарушителю запретили использовать зарегистрированный товарный знак в доменном имени, взыскав компенсацию в размере 300 тысяч рублей (решение АС Калининградской области №А21-10484/2015 от 16.05.2015). Эта позиция осталась неизменной вплоть до Верховного Суда РФ.
В блоге мы подробно писали о том, зачем регистрировать товарный знак для домена.
⌘⌘⌘
Если вы являетесь самозанятым или планируете расширять свой бизнес, стоит задуматься о регистрации собственного товарного знака в Онлайн Патенте. Также вы можете зарегистрировать и доменное имя — запатентованный бренд уже не смогут копировать. А если и попытаются, то любой суд встанет на вашу сторону и потребует с нарушителя компенсацию.
Реклама: ООО «Онлайн Патент». ИНН: 7714903709.
Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…
Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…
Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…
Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…
У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…
Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…