e
Многие предприниматели сотрудничают с унитарными предприятиями, специфическими структурами, которые функционируют по особым правилам. Для выстраивания успешного партнерства с ними, необходимо понимать, в чем особенность таких предприятий.
Унитарное предприятие (УП) — это особая форма организации бизнеса, при которой используемое имущество находится в собственности государства или конкретного муниципалитета. У такой коммерческой организации нет уставного капитала, разделенного на доли.
Идея в том, что власти выделяют тот или иной «кусок» собственности в отдельное предприятие, которым управляет наемный менеджмент. Руководство УП при этом ограничено в свободе маневра. Например, водоканалы почти всех российских городов организационно представляют собой как раз МУП (муниципальное унитарное предприятие): трубы принадлежат городу, и даже если с точки зрения бухгалтерии такой бизнес невыгоден, продать их на металлолом руководство не сможет.
В отличие от, например, ООО или ИП, унитарные предприятия призваны не только генерировать прибыль для своего владельца (хотя в идеальном мире эту функцию с них также никто не снимал), но и удовлетворять общественные потребности. В примере с городским водопроводом сам факт наличия воды в домах куда важнее возможных доходов.
В большинстве случаев УП или выполняют задачи, за которые частный бизнес бы не взялся из-за нерентабельности, или за счет государственного участия позволяют держать цены на приемлемом для населения уровне. Они становятся гарантами, что люди получат необходимые товары и услуги за адекватные цены. Так, московский метрополитен генерирует убытки в десятки миллиардов рублей в год, но стоимость поездок растет далеко не так быстро, как это было бы в случае сугубо рыночного подхода к такому бизнесу.
Реализовывать самые амбициозные проекты предпринимателям помогают сервисы для бизнеса, которые предлагает компания reg.ru.
При этом УП создаются именно как бизнес-структуры, которые в идеале не только не требуют от учредителя дополнительных вложений, но и приносят ему, то есть государству или муниципалитету, доход. Для некоммерческих организаций законодательством предусмотрена несколько другая форма — бюджетное учреждение (МБУ). В этом случае ни о какой прибыли речь не идет, хотя зарабатывать они все же могут, но разве что в качестве факультатива. Обычно именно МБУ с организационной точки зрения являются средние школы, библиотеки, поликлиники.
О создании УП свидетельствует решение об учреждении предприятия, которое принимается тем или иным органом государственной власти или местного самоуправления — в зависимости от уровня, на котором будет работать новая организация.
Как и в случае с ООО, учредительным документом УП является его Устав, который содержит основные положения о целях, задачах и структуре организации, а также правила внутреннего распорядка. Он определяет порядок управления, права и обязанности руководства и работников, механизмы контроля.
Предпринимателю, который хочет вести дела с УП в качестве контрагента, стоит предварительно изучить его Устав. Из этого документа можно узнать, какие полномочия есть у руководителя УП, может ли он самостоятельно ставить подпись под тем или иным договором, или это решение нужно будет согласовывать с собственником. Это может показаться чем-то слишком дотошным, но у государства или муниципалитета есть право оспорить любой заключенный УП контракт. Если выяснится, что он не соответствует цели предприятий, договор будет аннулирован.
Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему имущество, не может сдавать его в аренду и распоряжаться любым другим способом без согласия собственника. Существует два способа управления таким имуществом.
Имущество УП делится на несколько категорий.
Имущество унитарного предприятия должно быть учтено в соответствии с законодательством и внутренними нормативными актами. Это обеспечивает прозрачность и контроль управления.
Различают государственные (ФГУП и ГУП) и муниципальные унитарные предприятия (МУП). Государственные предприятия создаются для обеспечения государственных нужд, а муниципальные подчинены местным властям.
Помимо этого, унитарные предприятия могут быть производственными и непроизводственными, в зависимости от вида деятельности. Также можно выделить унитарные предприятия с правом хозяйственного ведения и с правом оперативного управления. Первые имеют более широкие полномочия в управлении имуществом, а вторые действуют в рамках, установленных учредителем.
Унитарные предприятия характеризуются:
УП часто исполняют социальные функции и занимаются предоставлением общественных услуг, что делает их особенно значимыми.
Как и у других форм бизнеса, у унитарных предприятий есть свои достоинства и недостатки. Причем часто вторые оказываются продолжением первых.
Так, УП обязаны следовать указаниям учредителя, а это может быть как их плюсом, так и минусом, в зависимости от экономической ситуации и управленческих практик.
Главное преимущество унитарного предприятия заключается в стабильности. Оно менее подвержено влиянию рыночных колебаний.
Унитарные предприятия подчиняются единому руководству, что облегчает принятие решений и координацию действий. Еще один плюс — отсутствие необходимости делить прибыль с акционерами или другими собственниками, все доходы идут государству или муниципалитету.
Предприниматели, работающие с ФГУП или МУП, могут столкнуться с некоторыми трудностями. Основная проблема — бюрократия, присущая любой государственной структуре. Долгие и подчас сложные процедуры согласования, дополнительная отчетность — все это затягивает сроки выполнения контрактов.
Неясность в критериях оценки и выбора подрядчиков, неполная информация о потребностях заказчика и неожиданные бюджетные сокращения могут быть препятствиями для эффективного сотрудничества. К тому же в условиях конкурентного рынка унитарные предприятия могут оказаться менее эффективными, по сравнению с другими формами бизнеса.
Ирина Рудевич
Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…
Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…
Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…
Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…
У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…
Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…