Что такое тендеры и как на них зарабатывать
Тендер ― это процедура, которая позволяет компании найти крупных заказчиков и надолго загрузить свои мощности. Тендеры были придуманы для того, чтобы государство и большие компании могли получить товары по рыночной цене, в результате аукциона поставщиков на понижение цены. У процедуры тендера есть свои особенности, о которых мы поговорим в этой статье.
Кто проводит тендеры
Процедуру тендера часто инициируют большие организации, которые либо обязаны это делать по законодательству, либо хотят получить выгодные условия сделки. Их можно разделить на несколько категорий:
Государственные и муниципальные организации
Сюда входят министерства и другие федеральные ведомства, например, Росприроднадзор. Также тендеры проводят власти регионального и муниципального уровня, например, мэрии городов. Проводить тендеры обязаны и муниципальные предприятия, например, снабжающие город теплом и электричеством.
Компании с госучастием
Чтобы избежать коррупции, компании, которыми частично владеет государство, обязаны также проводить тендеры. К таким компаниям относятся, например, «Газпром» и «РЖД».
Частные компании и корпорации
Тендеры проводят и крупные корпорации, и даже представители среднего бизнеса. Им эта процедура помогает сэкономить и найти надежных поставщиков.
Если вы ищете способ продвижения вашей компании в интернете, то обратите внимание на сервисы для бизнеса от reg.ru. Здесь вы сможете найти все услуги, необходимые для создания сайтов, хостинга и бухгалтерии.
Какие бывают тендеры
В зависимости от типа закупок, состава участников и особенностей участия в процедуре тендеры можно разделить на несколько категорий:
По цели и объекту закупки
- На закупку товаров, например, продуктов питания или металлопроката.
- Выполнение работ, например, на строительство зданий.
- Оказание услуг, например, перевозку или консалтинг.
По форме проведения
- Открытые, где может принять участие любая компания.
- Закрытые, где участники приходят по приглашениям.
По методу оценки предложений
- По цене. Здесь победителем выбирают ту компанию, которая предложит самую низкую цену.
- По качеству. Здесь выбирают компанию, поставляющую самый качественный товар.
- Смешанные тендеры. Тут оценивается соотношение цены и качества продукта или услуги.
По специфике процедуры
- Конкурсы. Тут победителя выбирают по комплексной оценке предложения: цене, качеству, срокам и другим параметрам.
- Аукционы. При такой процедуре победителем становится компания, предложившая самую низкую цену.
- Запросы предложений. Заказчик изучает, какие предложения ему поступили от компаний и выбирает самое выгодное.
Зачем участвовать в тендерах
Компания может получить большие преимущества, если станет победителем в тендере:
- Расширение клиентской базы
Компания найдет заказчика, которого не смогла бы получить, не участвуя в тендере.
- Увеличение объема продаж
Чаще всего тендеры проводятся для крупных закупок и с их помощью компания может серьезно увеличить свой оборот.
- Повышение конкурентоспособности
Компании, участвующие в тендерах, имеют больше возможностей для развития, чем те, которые этого не делают.
- Укрепление репутации
Если компания часто становится победителем в тендерах, ей начнут больше доверять.
- Стабильность и предсказуемость
Тендеры часто проводятся для заключения долгосрочных контрактов, например, на год. С таким договором компания будет стабильно получать деньги за поставленные товары, вне зависимости от конъюнктуры на рынке.
- Развитие компетенций
Участие компании в тендерах может сподвигнуть ее к расширению ассортимента товаров и услуг, которые она поставляет.
- Финансовые преимущества
Тендеры предполагают, что компания заработает свой процент от крупной суммы заказа.
Как искать тендеры
В зависимости от того, какая организация проводит тендер, его можно найти на разных площадках.
Официальные государственные платформы
Главный портал для проведения государственных тендеров в России ― портал «ЕИС Закупки» (ранее назывался «Госзакупки»). Там размещаются запросы федеральных министерств и ведомств, а также госкомпаний. Также муниципальные власти ― мэрии городов, ― могут размещать запросы на своих сайтах.
Коммерческие платформы и агрегаторы
Большинство крупных компаний размещают свои тендеры на специальных платформах ― электронных торговых площадках. Самые популярные из них ― Sberbank-AST, РТС-тендер и РосТендер.
Также есть агрегаторы тендеров, это платформы, которые собирают запросы из разных источников и публикуют их на своем сайте. Это упрощает поиск тендеров, но за услуги таких платформ нужно платить деньги.
Какие есть требования для участников тендеров
У многих тендеров есть свои требования к участникам, но есть и общие параметры, по которым отбирают компании для торгов:
- Соответствие требованиям законодательства
Часто перед участием в тендере проверяют, насколько деятельность компании прозрачна и законна и нет ли судебных разбирательств с ее участием.
- Наличие разрешений и лицензий
Некоторые работы и услуги требуют отдельных разрешений, например, перевозка горючих материалов или строительство инженерных сооружений.
- Отсутствие задолженности перед бюджетом
Участников тендеров также проверяют на наличие долгов по налогам и сборам, чтобы удостовериться в их честности.
- Опыт работы
Иногда среди требований для участия в тендерах можно увидеть опыт работы в определенной области. Это необходимо, чтобы отсечь компании, которые решили поучаствовать в тендере, не имея наработок в необходимом направлении.
- Квалификация персонала
Если в тендере заложено выполнение сложных работ, для которых необходимо участие лицензированных специалистов, компания обязана подтвердить, что у нее работают такие люди.
Что должно быть в заявке на участие в тендере
- Сведения о компании. Компания должна подробно расписать все свои реквизиты, которые необходимы для проверок и заключения договоров.
- Предложение участника тендера. Это список товаров или услуг, которые компания готова предоставить за указанную цену.
- Цена предложения. Это сумма, которую компания хочет получить за выполнение условий тендера.
- Сроки выполнения. Также в предложение необходимо добавить сроки, за которые компания может доставить товар или оказать услугу.
- Разрешения и лицензии. Если необходима поставка сертифицированных товаров или сложных услуг, компания должна подтвердить, что имеет право этим заниматься и у нее работают специалисты такого профиля.
- Гарантия качества. Компания должна также прописать, каким образом будут решаться споры, если будет поставлена продукция ненадлежащего качества.
Этапы участия в тендере
- Поиск тендера. Сотрудники компании ищут подходящий им тендер и изучают документацию, какие товары или услуги необходимо поставить.
- Подготовка заявки. Компания готовит пакет документов, которые необходимы для участия тендере.
- Подача заявки. Пакет документов вместе с заявкой передается организатору тендера.
- Участие в аукционе или конкурсе. Если тендер проводится в виде аукциона, то представитель компании участвует в нем лично, а если в виде конкурса, то заявку компании оценивает специальная комиссия без участия возможных исполнителей.
- Подведение итогов. Когда заявки всех участников тендера оценены, комиссия выбирает исполнителя и заключает с ним контракт.
Ошибки участников тендеров
- Неправильное понимание условий тендера. Условия тендера могут быть прописаны не полностью или исполнитель может по невнимательности пропустить важные пункты, например, что компании нужны товары, произведенные в определенной стране.
- Несоблюдение сроков подачи заявок. Если не успеть подать заявку в указанный срок, она будет отклонена даже если там лучшие условия.
- Предоставление неполной или недостоверной информации. Если в документации для тендера допущены ошибки или преднамеренные искажения, компанию снимают с торгов без права апелляции.
- Нарушение законодательства. Если будет обнаружено, что компания-участник обвиняется или подозревается в несоблюдении законов, то ее могут снять с торгов.
- Отсутствие дипломов у персонала. Если в компании работают отличные специалисты, но у них нет дипломов об образовании для выполнения определенных работ, компанию могут снять с конкурса.
- Отсутствие опыта работы. Эксперты будут всегда отдавать предпочтение компаниям, которые уже выполняли подобные заказы.
- Технические ошибки. Необходимо внимательно проверять документы, так как ошибка даже в одной цифре может стать причиной того, что компанию не допустят до конкурса.
- Недооценка конкурентов. Другие компании могут предложить цену ниже и сроки короче только для того, чтобы выиграть этот конкурс.
Андрей Лебедев