Любому SEO-специалисту может потребоваться помощь коллег — например, дизайнера или копирайтера. Умение грамотно и четко составлять техническое задание помогает избежать многих проблем и добиваться желаемых результатов в срок. Как это делать и что нужно учитывать, рассказывает руководитель платформы линкбилдинга Links.Sape Александр Шестаков.
Некачественное ТЗ — риски и возможные проблемы
Неопределенность и неоднозначность технического задания (ТЗ) может создать немало трудностей как исполнителю, так и самому заказчику. Рассмотрим основные риски:
- Неэффективная работа. Недостаточно четкое ТЗ может привести к неправильному выполнению работы другим специалистом. В лучшем случае бюджет будет потрачен впустую, в худшем — во вред проекту.
- Задержка сроков выполнения работы. Если ТЗ не содержит достаточной информации, разработчик или копирайтер потратят больше времени и ресурсов на реализацию задачи, чем запланировали изначально.
- Повторное выполнение задания. Что может быть хуже, чему выполнять одну и ту же работу дважды? Так из-за неправильно сформулированного ТЗ ваш коллега потратит вдвое больше сил и времени.
- Напряжение в коллективе. Любая подобная ситуация приводит к разладу с коллегами и снижает авторитет, а также ставит под сомнение ваш профессионализм.
Что обязательно нужно учесть в ТЗ
Важно не только хорошее понимание требований проекта, но и умение коммуницировать и прогнозировать, каким образом работа может быть выполнена.
В зависимости от проекта SEO-специалист может ставить задачи:
- Копирайтерам — для написания на страницы сайта уникального и оптимизированного контента, который будет соответствовать требованиям поисковых систем.
- Разработчикам — для оптимизации технической составляющей сайта, например, улучшения скорости загрузки, устранения ошибок, создания качественной структуры сайта и других факторов.
- Линкбилдерам — для поиска и размещения качественных внешних ссылок на сайте, а также для проверки и управления имеющимися ссылками.
- Аналитикам — для анализа результатов продвижения сайта и оценки эффективности работы команды.
- Менеджерам проектов — для координации работы команды, соблюдения сроков и контроля за выполнением задач.
- Дизайнерам — для создания дизайна сайта, который будет соответствовать требованиям SEO, например, для удобства навигации, читаемости контента и т. д.
- Специалистам по контекстной рекламе — для настройки контекстной рекламы на сайте и оптимизации объявлений.
Чтобы поставить четкое ТЗ, придерживайтесь следующего алгоритма:
- Определите цели проекта — специалист, выполняющий задачу, должен иметь представление о глобальных целях проекта и своей роли в нем.
- Четко опишите задачу — важно дать ёмкое, но в то же время содержательное и информативное описание задачи. Например, «Написать статью о типах ссылок на 3000 знаков» содержит мало конкретики. «Написать статью на 3000 знаков о том, чем отличаются статейные, арендные, социальные и крауд-ссылки, когда применяются и где их добывать» — более подробная и понятная задача.
- Определите требования к результату — это могут быть такие требования, как увеличение трафика на сайт или увеличение конверсии. Сотрудник должен знать, на что направлена его работа.
- Опишите целевую аудиторию — специалисты должны знать, для кого они создают контент, чтобы лучше представлять итоговый результат.
- Укажите сроки и доступные ресурсы — специалист будет знать, сколько времени ему необходимо потратить на выполнение задачи в срок, а если он работает на аутсорсе — какие ресурсы ему будут доступны.
Как поставить ТЗ конкретному специалисту
В дополнение к общему алгоритму, приведенному выше, при постановке ТЗ конкретному специалисту можно придерживаться следующих рекомендаций.
ТЗ для копирайтера
Для копирайтеров ТЗ часто включает следующие пункты:
- Тематика и стиль текста — указание тематики статей, их объема и стиля написания, например, информационный, описательный, эмоциональный, и т. д.
- Определение ключевых слов и фраз — список ключевых слов и фраз, которые необходимо включить в текст для оптимизации его под поисковые запросы.
- Требования к уникальности контента — определение необходимого процента уникальности контента и требования к проверке на плагиат.
- Поддержка текущих задач SEO — информирование копирайтера о текущих задачах SEO и о том, какие элементы нужно включать в текст для их поддержки, например, ссылки на важные страницы сайта и т. д.
- Требования к структуре текста — указание необходимых заголовков и подзаголовков, списков, таблиц и других элементов, которые помогут улучшить структуру текста.
- Дополнительные требования — такие как степень технической сложности текста, требования к иллюстрациям и другие.
ТЗ для линкбилдера
Для линкбилдеров следует указать требования к качеству внешних ссылок, которые они должны найти и разместить на сайте:
- Поиск качественных внешних ресурсов — описание критериев для определения качества ресурсов, на которых будут размещаться ссылки, а также указание тематики сайтов, с которыми должна соответствовать тематика сайта заказчика.
- Анализ имеющихся внешних ссылок — проверка текущего профиля ссылок, обнаружение ошибочных ссылок, проверка ресурсов, на которых уже размещены ссылки.
- Размещение ссылок — определение места, где ссылка будет размещена, формата ссылки (арендные, статейные и тд), текста ссылки, анкора и прочих характеристик.
- Управление внешними ссылками — проверка наличия ссылок, проверка их корректности, удаление ссылок в случае нежелательности их дальнейшего размещения.
- Отчетность — требования к отчетности о проделанной работе, привлеченных ресурсах и результате их использования.
ТЗ для разработчика
ТЗ разработчику может содержать ряд следующих требований:
- функциональность — описание функциональности, которая должна быть добавлена или улучшена.
- производительность — требования к скорости загрузки, времени ответа сервера и т. д.
- безопасность — требования к защите сайта от взломов, утечки данных, вирусов и другие.
- совместимость — требования к совместимости с различными браузерами, устройствами и операционными системами.
- адаптивность — требования к адаптивности сайта под различные экраны и устройства.
- технические требования — описание технических параметров, таких как языки программирования, фреймворки, базы данных и т. д.
- тестирование и отладка — описание требований к тестированию, отладке и документированию кода.
ТЗ для аналитика
Для аналитиков в ТЗ важно указать:
- Какие метрики нужно отслеживать и анализировать для оценки эффективности продвижения сайта. Это могут быть, например, показатели посещаемости сайта, конверсии, количество запросов из поисковых систем и другие.
- Требования к отчетности и частоте ее предоставления.
⌘⌘⌘
Учитывайте особенности проекта и бизнес-цели заказчика, чтобы ваши ТЗ максимально им соответствовали, а работа привлекаемых специалистов была продуктивной и приводила к нужным вам результатам.