e Как получить социальный контракт на открытие бизнеса – Блог Рег.ру
Категории Старт бизнеса

Как получить социальный контракт на открытие бизнеса

Социальный контракт на открытие бизнеса — это вид государственной поддержки для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Расскажем о том, кто может его заключить и как это сделать.

В чем суть социального контракта 

Социальный контракт (далее по тексту — «соцконтракт») — это вид государственной поддержки для людей с низкими доходами. 

Получатель соцконтракта:

  • может быть временно безработным, 
  • работает или имеет статус ИП или самозанятого, но оказался в кризисной ситуации. 

Соцконтракт — это не аналог обычного социального пособия для малоимущих, а мера поддержки для людей, которые готовы самостоятельно развиваться и повышать свой уровень жизни. Можно сказать, что государство дает людям не «рыбу», а «удочку».

Государство выделяет средства на определенные цели, а получатель должен выполнить условия, предусмотренные контрактом. 

Большинство вариантов соцконтракта направлены на то, что человек после получения средств самостоятельно увеличит свой доход: 

  • найдёт работу, 
  • запустит бизнес,
  • станет развивать личное подсобное хозяйство.

Правила, по которым региональные власти должны  в 2024 году оказывать гражданам помощь на основе соцконтракта, утверждены постановлением Правительства РФ от 16.11.2023 № 1931 (далее по тексту — «правила № 1931»).

Далее подробно расскажем о том, как заключить соцконтракт на открытие бизнеса в 2024 году.

Кому доступен соцконтракт на открытие бизнеса

Заключить социальный с этой целью могут только граждане РФ, которые постоянно проживают на российской территории.

А вот постоянная регистрация именно в том регионе, где заявитель обратился за поддержкой, не обязательна – достаточно временной регистрации. Государственную помощь, включая и соцконтракт, могут предоставить как по месту жительства, так и по месту пребывания.

Но на практике местные органы соцзащиты иногда отказывают в заключении соцконтракта тем, у кого нет постоянной регистрации в данном регионе.

Чтобы подстраховаться, можно взять в регионе постоянной регистрации справку о том, что соцконтракт там не заключали. А если и это не поможет, то отказ можно обжаловать в региональном министерстве соцзащиты или в суде со ссылкой на закон № 178-ФЗ. 

Основное условие для заключения соцконтракта — это низкий доход. Он не должен превышать прожиточный минимум на душу населения, который установлен в том субъекте РФ, где проживает заявитель.

Доход нужно определять за три месяца, которые предшествуют месяцу подачи заявления.

Если у заявителя есть семья, то считают общий доход семьи в расчете на каждого ее члена. К членам семьи относят самого заявителя, его супруга (супругу), несовершеннолетних детей, в том числе опекаемых, а также детей в возрасте до 23 лет, если они учатся очно. Других родственников, даже прописанных по одному адресу с заявителем, не учитывают.

Некоторые виды доходов исключают из расчета при назначении социальных выплат:

  • налоговые вычеты, 
  • материнский капитал,
  • государственные социальные пособия,
  • все виды выплат, полученные военнослужащими, призванными в рамках частичной мобилизации.

Пример

Семья проживает в Москве и состоит из 4 человек: муж, жена и двое детей. Доход мужа — 50 000 руб. Жена находится в декрете с младшей дочерью и получает пособие в размере 25 000 руб. Старший сын — студент в возрасте 19 лет, учится очно, его стипендия равна 3000 руб.

Месячный доход в расчёте на 1 члена семьи:

(50 000 руб. + 25 000 руб. + 3 000 руб.) / 4 чел. = 19 500 руб.

В Москве на 2024 год установлен прожиточный минимум на душу населения в размере 22 662 руб. Значит, любой из супругов имеет право обратиться за заключением социального контракта.

Другой важный момент — доход должен быть низким по независящим от заявителя причинам. Как это определять, в правилах № 1931 не указано. Верховный Суд РФ привел примеры подобных ситуаций:

  • Тяжёлое заболевание заявителя.
  • Уход за членами семьи по причине их тяжёлого заболевания, инвалидности или преклонного возраста.
  • Невозможность устроиться на работу, несмотря на неоднократные попытки. Причиной в этом случае может быть и заболевание.
  • Форс-мажорные ситуации, например, аварии, стихийные бедствия.

Органы соцзащиты не обязательно будут ориентироваться на документы Верховного Суда. Но эти положения помогут при обжаловании отказа: суды учитывают позицию ВС РФ при вынесении решений.

Ограничений по стоимости имущества заявителя в правилах № 1931 нет. Однако на практике в заключении соцконтракта могут отказать, если, например, в собственности семьи есть несколько квартир или новых автомобилей.

Размеры выплат по соцконтракту

Максимальная сумма, которую можно получить по соцконтракту на открытие бизнеса — 350 000 руб.  (пп. «б» п. 10 правил № 1931).  Государство определило лимиты для расходования по отдельным направлениям:

  1. На регистрацию, получение разрешений, приобретение программного обеспечения и электронных подписей — до 10% от полученных средств.
  2. На аренду недвижимости — до 15% от суммы.
  3. На рекламу — до 5% от суммы.

Оставшиеся 70% выплаты (или более, если расходы получились меньше), можно направить на покупку оборудования, оргтехники и сырья.

Деньги могут выделить, как единовременно, так и частями, в соответствии с бизнес-планом.

Как оформить социальный контракт

Чтобы заключить соцконтракт, нужно подать заявление в местный орган соцзащиты. Это можно сделать тремя способами:

1. Принести документы в орган соцзащиты лично.

2. Обратиться в МФЦ по месту жительства.

3. Воспользоваться порталом «Госуслуги».

Для заявления необходимо собрать пакет документов. Примерный перечень прилагается к правилам № 1931. Конкретный перечень определяют региональные власти.

Обычно в него входят:

  1. Заявление (шаблон прилагается к правилам № 1931).
  2. Сведения о составе семьи: свидетельство о браке, о рождении детей, справки из учебных заведений и т.п.
  3. Сведения о доходе: справка 2-НДФЛ, справка о доходе плательщика НПД, выписки банков и т.п.
  4. Бизнес-план.

Большую часть сведений о составе семьи и доходах органы соцзащиты получат самостоятельно: из ФНС, органов ЗАГС и других ведомств. Но после регистрации заявления социальная служба может запросить недостающую информацию. 

Требования к бизнес-плану в правилах № 1931 не указаны. Как правило, региональные органы соцзащиты разрабатывают свои шаблоны – на них и стоит ориентироваться. 

Типовой бизнес-план содержит:

  1. Резюме – краткое содержание бизнес-плана на одной странице.
  2. Анализ рынка и конкурентной среды.
  3. Маркетинговый план — стратегия продвижения продукта на рынке.
  4. Организационный план — сведения о необходимых помещениях, оборудовании, материалах, логистике. Сюда же включают информацию о сотрудниках, если бизнесмен собирается их нанимать.
  5. Финансовый план — структура доходов и расходов, расчет прибыли, анализ окупаемости проекта и его экономической эффективности. Финансовый план нужно составить не менее, чем на три года, включая год действия соцконтракта.
  6. Анализ рисков и предполагаемые меры по их преодолению. Это может быть, например, падение спроса, усиление конкуренции, рост цен на сырьё, низкая квалификация персонала и т.п.

До подписания социального контракта на открытие бизнеса предпринимательские способности заявителя проверят с помощью специального теста. Если заявитель его не сдаст, то перед заключением контракта он должен будет пройти бесплатное обучение – не менее 16 часов (п. 36 правил № 1931). 

Обучение проводят центры «Мой бизнес» или другие образовательные организации, которые отобрал для этой цели Минэкономразвития.

Орган соцзащиты должен принять решение по заявлению в течение 10 рабочих дней после получения всех документов. Но срок могут продлить еще на 20 рабочих дней, если:

  • Требуется дополнительная проверка сведений заявителя.
  • Орган соцзащиты не получил вовремя необходимую информацию от других госструктур.
  • Заявителю нужно пройти тестирование и (или) обучение по развитию предпринимательских способностей.
  • Нужно составить или доработать бизнес-план.

В случае выделения средств на бизнес заявку обычно рассматривают 30 рабочих дней, т.е. примерно полтора месяца. Конечно, специалисты соцзащиты могут проверить документы и быстрее, но нужно быть готовым подождать.

После положительного решения заявитель должен зарегистрироваться как ИП или плательщик налога на профессиональный доход – самозанятый.

Оценка исполнения социального контракта

Соцконтракт для открытия своего дела может быть заключен на срок до 12 месяцев. Вести бизнес нужно в течение всего этого срока и не менее 12 месяцев после его завершения.

В течение срока действия соцконтракта орган соцзащиты ежемесячно проверяет выполнение условий и целевое использование средств (п. 43 правил № 1931).

По окончании действия соцконтракта в течение следующего года социальная служба:

  • Ежемесячно проверяет регистрацию получателя средств в качестве ИП или плательщика НПД.
  • Ежеквартально рассчитывает среднемесячный доход бизнесмена.

Получатель средств должен сам предоставлять в соцзащиту нужную информацию, если её невозможно получить от других ведомств. 

Эти условия прописывают в соцконтракте. Например, бизнесмен должен предоставлять ежемесячный отчет о доходах, а также отчитаться обо всех затратах, произведенных за счет государственной помощи и приложить подтверждающие документы: чеки, платежные поручения, накладные и т.п.

Что если не выполнить условия социального контракта

Нарушением условий соцконтракта на открытие бизнеса считаются следующие ситуации:

  • Снятие получателя выплаты с регистрации в качестве ИП или плательщика НПД в течение срока действия соцконтракта или 12 месяцев после его окончания.
  • Нецелевое использование выделенных средств.
  • Невыполнение мероприятий, предусмотренных контрактом без уважительных причин.

Например, контракт предусматривает прохождение обучения в определенный срок, а бизнесмен не сделал этого без объяснений. В таком случае ему придется вернуть полученные средства за 30 дней после дедлайна на обучение. Повторно заключить соцконтракт уже не получится.

⌘⌘⌘

⌘⌘⌘

Похожие публикации

УПД в бухгалтерии: когда один документ может заменить несколько

Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…

7 минут назад

Что такое роялти, как их рассчитать и кому они выгодны

Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…

24 часа назад

Франшиза: что это, как работает и стоит ли начинать такой бизнес

Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…

3 дня назад

Какие компании называют вендорами и как они работают

Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…

6 дней назад

Обособленное подразделение: как открывать и ставить на учет части компании

У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…

7 дней назад

С какого возраста можно открыть ИП и как это правильно сделать

Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…

1 неделя назад