Что такое роялти, как их рассчитать и кому они выгодны
Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно, идет ли речь о дизайне офиса, собранном с полей урожае или хитовой песне, которую хочется использовать в рекламе.
Что такое роялти
Роялти в самом широком смысле — это вид вознаграждения, которое выплачивается одной стороне другой за использование ее интеллектуальной собственности. Основная идея этого вознаграждения в том, чтобы передать правообладателю часть прибыли, полученной от использования того, что он создал.
Можно говорить о двух типах роялти.
- Авторское вознаграждение. Например, музыканты получают отчисления каждый раз, когда их песни используются на радио, в фильмах, или в других коммерческих проектах. Точно так же авторы книг получают роялти с продаж их произведений, а владельцы патентов — с производства товаров, использующих их разработку.
- Регулярные платежи по договору франшизы. Это тоже отчисления тому, кто придумал бизнес-схему, которой могут пользоваться другие предприниматели. Но механизм бизнеса по франшизе настолько специфичен, что роялти по нему смело можно вынести в отдельную категорию.
Реализовывать самые амбициозные проекты предпринимателям помогают сервисы для бизнеса, которые предлагает компания reg.ru.
Виды роялти
В зависимости от договора, в котором устанавливаются размеры и способы уплаты роялти в каждом конкретном случае, можно говорить о трех видах роялти. Кстати, в российском законодательстве нет правил, принципов или рекомендаций для расчета авторских отчислений, поэтому размер и принцип начисления роялти каждый раз становится результатом переговоров между обладателем авторских прав и тем, кто хочет ими воспользоваться.
- Процент от выручки
Например, издательство нанимает художника для создания иллюстраций для книги. Гонорар не предлагают, но обещают платить 5% от продаж. Если одна книга продается в магазине за 1000 рублей, иллюстратору, как нетрудно подсчитать, от этой суммы достанется 50 рублей. Такой подход может обеспечить художнику постоянный доход, напрямую зависящий от успеха произведения на рынке.
Этот вид очень выгоден франчайзеру, то есть компании, которая позволяет пользоваться своей бизнес-моделью и товарными знаками другим предпринимателям. Но на него далеко не все покупатели франшизы, то есть франчайзи, соглашаются, ведь бизнес не всегда приносит прибыль, даже если есть выручка.
- Процент от прибыли
Для франчайзи это удобнее и стабильнее: если бизнес не приносит прибыли, то и платить не придется. Например, вы купили франшизу автомастерской и платите 7% только от прибыльной части. А на начальном этапе, когда бизнес только выходил в ноль, вам не нужно было ничего платить.
- Фиксированная ставка
Это форма вознаграждения автора или правообладателя, при которой он получает установленную заранее плату за использование своего произведения, независимо от объема продаж или доходов, полученных пользователем от этого произведения. Эта модель отличается от традиционной системы роялти, где компенсация зависит от процента дохода от продаж. Примером может служить случай, когда издательство заранее договаривается с автором книги о фиксированной сумме, которую тот получит за публикацию и распространение своего произведения, без учета будущих продаж. Это позволяет авторам получить гарантированный доход, а компании — заранее планировать бюджетные затраты на приобретение контента.
За что взимается роялти
Роялти платят за интеллектуальную собственность: бренд, торговую марку, бизнес-модель или произведение искусства. Например, покупатель франшизы ресторана платит процент от выручки или фиксированную сумму за право использовать раскрученное название или концепцию, разработанную франчайзером. Если ресторан — часть известной сети, владелец заведения будет перечислять роялти за возможность пользоваться репутацией и поддержкой бренда, а также за полученные от франчайзера обучающие материалы и поддержку в управлении бизнесом. А, скажем, сервис электронных книг платит роялти авторам, которые размещают там свои произведения.
В бизнесе по франшизе роялти зачастую составляют только часть того, что получает франчайзер. Обычно от франчайзи требуется не только ежемесячно или ежеквартально перечислять правообладателю роялти, но и при покупке франшизы внести паушальный взнос или вступительную плату. Это единовременный платеж, который будущий франчайзи выплачивает франчайзеру в момент заключения договора.
Как рассчитывают размер роялти
Обычно роялти — это процент от продаж или оборота, но его сумма может быть и фиксирована. Размер роялти зависит от многих факторов, главным образом на него влияет известность обладателя авторских прав. Песня для саундтрека к фильму или сериалу от эстрадной звезды обойдется кинокомпании дороже, чем произведение малоизвестного артиста, а за право открыть ресторан быстрого питания под узнаваемой во всем мире вывеской придется выложить больше, чем за бизнес по менее известной франшизе.
Но в любом случае размер роялти рассчитывается в результате переговоров двух сторон. В договоре также важно прописать порядок уплаты роялти: перечисления могут быть ежемесячными или с другими периодами.
Ставки роялти
Ставка роялти может зависеть от нескольких факторов.
1) Важен тип интеллектуальной собственности — у разных видов творчества существуют свои стандарты.
2) На ставку влияет известность и престиж автора или исполнителя: более именитые создатели могут рассчитывать на более высокие роялти.
3) Масштабы распространения произведения также играют роль — чем шире охват, тем больше роялти.
4) Условия и продолжительность договора между автором и пользователем его произведения могут существенно определять размер роялти.
Если говорить о франчайзинге крупных сетей, ставки тоже будут разниться: важно, насколько это популярный бренд, где открываются новые точки, какие цены на рынке конкурентов.
При выборе франчайзера нужно учитывать, какое сопровождение он предоставляет и какие затраты берет на себя. К примеру, некоторые франчайзеры предлагают бухгалтерские и юридические услуги, организуют колл-центр, обучают сотрудников своих франчайзи и проводят тимбилдинги за собственный счет. Хотя такие франчайзеры могут устанавливать более высокие роялти, их поддержка способствует развитию бизнеса. В противоположность этому, некоторые франчайзеры предлагают минимальное роялти, но не обеспечивают поддержку, оставляя франчайзи самостоятельно справляться с возникающими трудностями.
Как роялти облагаются налогами
Налоговый учет роялти варьируется в зависимости от выбранной налоговой системы и работы с НДС.
- Налоги для франчайзера. Для собственника франшизы роялти представляют собой доход. С этого дохода необходимо уплатить налоги, а как именно это сделать, зависит от применяемой системы налогообложения бизнеса: упрощенной системы налогообложения (УСН) или общей системы налогообложения (ОСН). Использование других режимов для франчайзинга не предусмотрено. При ОСН у франчайзеров возникает обязанность уплачивать НДС с роялти.
- Налоги для франчайзи. Роялти для франчайзи представляют собой регулярные расходы. Те покупатели франшизы, которые применяют ОСН и УСН по принципу «Доходы минус расходы», вправе включить роялти в состав расходов, снижая налог на эту сумму. Франчайзи на ОСН могут получить налоговый вычет по НДС на роялти в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Роль роялти в экономической системе и бизнесе
Роялти являются важным инструментом, который балансирует интересы создателей и пользователей активов, поддерживая экономическое развитие и рост бизнеса.
- Стимулирование инноваций. Роялти мотивируют изобретателей, авторов и разработчиков создавать новые продукты, технологии и контент, обеспечивая им доход от их интеллектуальной собственности.
- Эффективное распределение ресурсов. Роялти позволяют компаниям использовать ресурсы (например, патенты или раскрученные торговые марки), которые они сами не могут создать или разработать.
- Диверсификация доходов. Владельцы прав получают стабильный пассивный доход, что снижает зависимость от основной деятельности.
- Ускорение роста. Франчайзи могут быстро выходить на рынок, используя уже готовые технологии, бренды или контент, вместо того чтобы разрабатывать их с нуля.
- Расширение влияния. Владельцы брендов и технологий могут развивать свои продукты через партнерства, сохраняя контроль над качеством и получая дополнительную прибыль.
Ирина Рудевич