e
Закону о маркировке почти год, но до сих пор эксперты спорят о тонкостях и нюансах публикаций — так их много. Рассмотрели основные моменты и поделились советами, чтобы вы ничего не упустили.
1 сентября 2022 года в России начал действовать закон об учете рекламы в интернете. Все промоматериалы теперь нужно будет маркировать уникальными токенами и вносить в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через посредников, операторов рекламных данных (ОРД).
На отправку отчета у рекламодателя есть 30 дней, следующих за месяцем размещения объявления. В это время нужно передать в ОРД акты со статистикой, сроками размещения и расходами. Это касается и длительных рекламных кампаний, например:
На то, чтобы разобраться в тонкостях, компаниям дали год — в Роскомнадзоре с пониманием отнеслись к ситуации, ведь рекламодателям и агентствам нужно привыкнуть к новым правилам и разработать определенный порядок действий для каждого конкретного случая. Пока штрафовать могут только за отсутствие пометки «Реклама», а не за отсутствие токена. Но с 1 сентября 2023 начнут действовать штрафы за публикацию рекламы без маркировки.
Рекламой считается информация, которая:
А вот оплата объявления критерием рекламы не считается — даже бесплатные промопосты необходимо отмечать токеном.
Точно не нужно маркировать: социальную рекламу, рассылки в личных сообщениях в мессенджерах и email-рассылки по собственной базе клиентов, push-уведомления, теле-, радиорекламу, которая публикуется в интернете без изменений.
При этом перечень форм и форматов точно не определен, поэтому любое сообщение, подходящее под описание рекламы в федеральном законе, необходимо маркировать. Это контекстные, таргетированные объявления, нативные и медийные интеграции. Под действие закона попадают и неочевидные форматы:
✎ подкасты,
✎ интеграции в трансляции,
✎ сторис,
✎ видеоролики,
✎ кружочки в Telegram-канале.
Будьте внимательны, размещая подобный контент. Если вы сомневаетесь, лучше уточнить у оператора рекламных данных, относится ли информация к рекламе.
Традиционно Федеральная антимонопольная служба не признает рекламой сведения об ассортименте компании и о хозяйственной деятельности, которые публикуются в едином стиле. Информация об услугах и товарах на собственном сайте или в соцсетях компании не учитывается. Информационные и аналитические статьи, обзоры также не нужно маркировать.
Но сквозной баннер, который виден сразу на всех страницах сайта, будет считаться рекламой, если он обращает внимание на конкретный товар/услугу и содержит спецпредложение/скидку. В ОРД самореклама оформляется отдельно — нужно создать договор и акт, а в качестве рекламодателя указать себя.
Еще один сложный, с точки зрения маркировки, формат — нативная реклама. Она, согласно ФАС, не признается рекламой, если информация органично интегрирована в произведения искусства (видеоролики, картины, зарисовки). Здесь нужно действовать скорее интуитивно.
Например:
Правила касаются не только видеороликов, а еще и аудио-, текстовых сообщений и любых других форматов, например, кружчков в Telegram.
Операторы рекламных данных — компании-посредники, которые регистрируют рекламные сообщения и отправляют их в ЕРИР. Именно ОРД передают все сведения о рекламных кампаниях в Роскомнадзор — сделать это самостоятельно нельзя.
В перечень, который утвердил Роскомнадзор, входят 7 операторов:
Так, ОРД VK подойдет для запуска рекламы в ВКонтакте и MyTarget. ОРД Яндекса удобно использовать для учета рекламы через сервисы Яндекс: Директ, Бизнес, ПромоСтраницы. Для этого в интерфейсе уже предусмотрели поля для ввода информации. Например, если вы настроили рекламу в Яндекс Бизнесе и работаете напрямую, а не через посредников, достаточно будет внести данные в личном кабинете — подачу отчетов и актов Яндекс берет на себя.
Есть независимые ОРД, не привязанные к каким-либо сервисам. Для удобства можно заключать договоры сразу с несколькими площадками.
Токен — уникальный код, в котором зашифрованы идентификатор креатива и ОРД.
В зависимости от формата токен может располагаться в ссылке, в начале рекламного сообщения или на креативе. Рассмотрим основные форматы:
Помимо токена, в конце сообщения нужно разместить информацию о рекламодателе с пометкой «реклама». Допускается размещать ОГРН, ИНН и наименование. Вот так это делали мы:
Ассоциация интерактивной рекламы подготовила инструкцию, где рассказала, куда добавлять токен в различных рекламных форматах.
Рекламу во время прямых эфиров невозможно маркировать заранее, так как на несуществующий материал нельзя получить токен. Но сделать это придется после трансляции. Итак, порядок действий:
Для публикации трансляции нужно получить отдельный токен для каждой рекламной интеграции. То есть, если в видео две и более рекламных вставки, нужно по отдельности загружать каждый фрагмент в ОРД.
Если вы используете несколько креативов для одной рекламной кампании, на каждый из них нужно получить токен. Это же касается внесения существенных изменений.
Например: вы загрузили креатив в ОРД, получили токен и уже готовы запускать рекламу. В последний момент команда решает изменить несколько существенных деталей в креативе или вообще взять другой. В таком случае получать токен нужно заново. Только если изменения некритичные, то можно оставить первоначальный токен.
Также, если вы используете два разных креатива, отчитываться нужно будет по обоим.
Как мы писали выше, пока ответственности за отсутствие токена и непредоставление данных нет, но в середине июня законопроект о штрафах поддержали во втором чтении, а 1 сентября он должен вступить в силу. В документе закрепили нарушения и ответственность за них:
Кроме того, если нарушений несколько, штрафы могут суммироваться.
⌘⌘⌘
Как видите, в новом законе много нюансов, в которых придется разбираться. Поэтому, если вы еще не маркируете свои промоакции, уже пора начинать — до вступления штрафов в силу осталось всего полтора месяца. Кстати, запустить рекламу в Яндекс Бизнесе можно из личного кабинета Рег.ру. А еще мы дарим бонус — промокод на 5 тысяч рублей для кампаний от 15 тысяч. Использовать его можно при первой оплате*.
*акция действует на момент публикации материала.
Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…
Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…
Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…
Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…
У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…
Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…