e
Представьте, вы решили зарегистрировать запоминающийся адрес, а он уже занят кем-то. Возможно, что где-то на другом конце сети сидит киберсквоттер, хихикает, потирает руки и ждёт, когда же вы напишите ему, чтобы выкупить домен за миллион миллиардов рублей.
В сегодняшней статье разберёмся, что такое киберсквоттинг, рассмотрим громкие примеры киберсквоттинга и дадим несколько советов по безопасности, чтобы не угодить в «пиратские сети».
Киберсквоттинг (от английского «cybersquatting») — вид предпринимательской деятельности в интернете. Суть в том, что онлайн-бизнесмен регистрирует на себя красивые домены с названиямим известных брендов, географических объектов и других популярных, узнаваемых вещей, чтобы позже перепродать их намно-о-о-о-го дороже.
Киберсквоттеры — те самые онлайн-предприниматели, занимающиеся регистрацией и перепродажей доменных имён заинтересованным в этом адресе компаниям.
Есть ещё один термин — домейнинг. В этом случае бизнесмены регистрируют сайты с ключевыми, общими словами, которые влияют на продвижение в поисковиках, например, pets, cinema, photo, tattoo, site.
Некоторые домейнеры предпочитают скромно называть себя «инвесторами» и дистанцироваться от киберсквоттеров, поскольку последних ассоциируют с интернет-пиратами, теневым рынком имён, недобросовестными сделками и даже шантажом.
Но, не углубляясь в морально-этические аргументы, отметим, что методы у доменных инвесторов и киберсквоттеров схожи — каждый из них покупает красивый домен и удерживает его в ожидании роста спроса и продажи по выгодной цене.
Киберсквоттинг появился на заре интернета — в 90-х годах в США. В те времена каждый желающий мог бесплатно зарегистрировать домен у регистратора Network Solutions. Прибыль же предполагалось получать от обслуживания.
Чуть позже желающих создать сайт и устроиться в WWW, встретил неприятный сюрприз — звучные, короткие и запоминающиеся домены для их сайтов были уже заняты. Однако, как вы уже догадываетесь, хозяева «виртуальных квартир» согласны были съехать, но за определённую и немалую плату.
Кстати, киберсквоттеры были и в России, только называли их по-другому — хапперы.
Чуть позже ввели платную регистрацию доменов. Но всё же удачная продажа адреса полностью перекрывала (и перекрывает до сих пор) все расходы на приобретение и продление доменного имени, поэтому количество киберсквоттеров продолжает стремительно расти. И их аппетиты к звучным доменам — тоже.
Киберсквоттинг разделяют на несколько типов по направлению доменов:
Брендовый — настоящая спекуляция на доменах, которые содержат точные или максимально схожие названия компаний, брендов, торговых марок. Например, адрес JANDEX.COM, как плагиат на домен Яндекса — YANDEX.COM.
Жертвы брендового киберсквоттинга чаще всего обращаются в суд и в 80% случаев доказывают, что владеют зарегистрированным товарным знаком, а значит и имеют все права на похожий домен.
Именной — адрес, в названии которого содержится имя известной персоны, например, JOHNYYDEPP.SITE. Отсудить такой домен — непростое дело, ведь одинаковые имя и фамилию могут носить тысячи человек.
Премиум — короткие, лаконичные домены, состоящие из 1-3 символов, например BAR.SHOP. В мировых зонах .COM, .NET, .ORG таких доменов практически не осталось, а уже зарегистрированные адреса могут стоить миллионы долларов. Поэтому захватчики регистрируют адреса в New gTLD — тематических доменных зонах.
Отраслевой — регистрация адресов, созвучных с предметами или товарами, например, MEBEL.NET, CAR.CAR и так далее. Такие домены положительно влияют на ранжирование и хорошо запоминаются. Неудивительно, что они тоже стали жертвами киберсквоттеров.
Географический — домены, содержащие точное или похожее название города, области или других географических объектов, к примеру, EGYPT.TRAVEL.
Тайпсквоттинг (сквоттинг на товарных знаках) — определённый вид мошенничества, при котором регистрируют домены, похожие на уже популярные сайты, но с опечатками. Например, вместо ONLINE.SBERBANK.RU можно увидеть ONLLINESBERBANK.RU или ONLINE.SBRBANK.RU — тут вам и замена букв, и пропуск символов. Заметим, что такие адреса чаще создаются не для продажи, а для создания сайта-подделки и ловли невнимательных пользователей. Советуем прочитать пост «Как не попасть на сайт-подделку», чтобы узнать, как отличать фишинговые страницы от «трушных».
Дроп-домен — это домен, у которого закончился срок регистрации. После окончания срока регистрации администратору даётся определённое время для продления. Среди общей массы брошенных доменов нередко встречаются красивые, короткие адреса с богатой историей, которая положительно влияет на SEO. Найти такие адреса можно в специальных разделах сайта регистраторов. Из них сквоттеры и выбирают наиболее перспективные и выкупают их на аукционах, которые также проводятся регистраторами. Дело остаётся за малым: найти бывшего хозяина брошенного домена и попытаться уговорить его снова выкупить имя — иногда и с помощью шантажа.
Сама покупка и регистрация свободных доменов не противоречит закону. Но по мере активного развития киберсквоттинга сетевая общественность стала относиться к киберсквоттерам, как к спамерам и вирусописателям. Было принято решение дать им отпор.
Так появилась ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности (на английском WIPO). В попытках ограничить киберсквоттеров в своих действиях ВОИС внедрила процедуру Единой политики рассмотрения споров о доменных именах (UDRP). Сегодня процедура лояльна к владельцам товарных знаков, по статистике около 80% дел выигрывают именно они.
Предлагаем рассмотреть несколько громких и интересных споров-битв за доменное имя.
Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъёма денег. Но, если бы он жил в нашу эпоху интернета, то наверняка бы прибавил к нему 401 — киберсквоттинг.
Чтобы обозначить доходность этого бизнеса, достаточно просто назвать одну из самых больших сумм, когда-либо выплаченных киберсквоттеру. В 1999 году компания Ecompanies отдала за домен BUSINESS.COM (сядьте, если стоите) 7 500 000 долларов!
В Рунете же самый известный случай киберсквоттинга произошёл в 2002 году. Две компании — «Латруаль» и интернет-бюро «Well» — за два месяца зарегистрировали около 5 000 доменов, в которых содержались фамилии популярных бизнесменов, политиков и артистов. Компании привязали это к запуску некоммерческого проекта «Великие современники», и, совершенно не стесняясь, продавали адреса всем желающим. Расценки для покупателей колебались от 1 000 до 15 000 долларов за домен.
Из других примеров киберсквоттинга:
Окружной суд штата Аризона постановил взыскать с компании Lotto Sport Italia 237 000 долларов по итогу рассмотрения дела о незаконном захвате домена.
Производитель спортивной одежды из Италии Lotto Sport Italia решил завладеть доменами LOTTOSTORE.COM и LOTTOWORKS.COM, которыми владел предприниматель Дэвид Дент, собиравшийся открыть на них игровые сайты. LSI подал в ВОИС жалобы на киберсквоттинг вскоре после того, как Дент купил эти домены (каждый стоил более 11 000 долларов).
Так как защита Дента предъявила слабые аргументы, комиссия ВОИС приняла решение в пользу истца и домены были переданы Lotto Sports Italy. Для пересмотра решения он обратился в суд и потребовал не только возвращения доменов, но и возмещения всех расходов на услуги юристов за счёт Lotto Sports Italy. Сумма оказалась весьма внушительной: 237 тысяч долларов.
Суд удовлетворил все требования Дента, а итальянской компании пришлось заплатить за захват доменов.
Отметим, что существует незаконная практика подачи жалоб на киберсквоттинг не с целью защиты своих прав, а с целью отобрать понравившийся домен у его владельца. Дело в том, что комиссия ВОИС, рассматривающая жалобы, может принять неверное решение по причине слабой защиты со стороны владельца домена или её отсутствия. Но история этого спора показывает, что даже если кому-то удалось захватить домен таким образом, ему рано радоваться. Законный владелец домена может подать иск в суд, и, если решение будет пересмотрено, нечистоплотному жалобщику придётся возместить все расходы своей жертвы.
Не так давно ВОИС рассмотрела жалобу на домен VERTEXMEDICAL.COM, которая поступила от компании Vertex Pharmaceuticals — один из главных лидеров фармацевтической индустрии. Уровень капитализации Vertex оценивается в 58 миллионов долларов. Ответчиком стала медицинская фирма из Пакистана — Vertex Medical, чей годовой оборот составляем примерно 6 миллионов долларов.
Бюджет сторон даёт примерное представление о возможностях компаний и исходе дела. Но… Всё не так предсказуемо. Эта история о том, когда маленькая компания смогла победить «гиганта» индустрии в схватке за домен. Эндрю Лотиан (арбитр ВОИС) отказался признать, что домен VERTEXMEDICAL.COM зарегистрирован или использовался в противозаконных целях в ущерб компании Vertex Pharmaceuticals. Арбитр отметил, что на домене действует сайт компании Vertex Medical, который исправно выполняет свою работу, не нарушает законов и просто не имеет никакого отношения к Vertex Pharmaceuticals.
Если говорить о возможном столкновении из-за схожего названия компании и домена, а также жалобе на киберсквоттинг, то Эндрю Лотиан снова стал на сторону «маленькой» компании: латинское слово «vertex» обозначает теменную часть головы. И, получается, что для медицинского бизнеса это общедоступное слово — значит оно не может считаться эксклюзивным для компаний.
В итоге арбитр ВОИС не только оставил домен за пакистанской фирмой, но и вынес компании Vertex Pharmaceuticals жалобу за попытку обратного захвата доменного имени. Кстати, для Vertex Pharmaceuticals это первое проигранное дело в ВОИС.
Павел Патрикеев, руководитель юридического отдела REG.RU: «К сожалению, практика обратного захвата распространена не только в иностранных юрисдикциях, но и в России подобные кейсы возникают регулярно. Связано это с тем, что законодательство РФ в доменных спорах отдаёт предпочтение прежде всего обладателям прав на ТЗ и не предоставляет владельцу домена чётко сформулированных механизмов противодействия обратному захвату. На практике, администратор, столкнувшийся с таким захватом, может попытаться обратить внимание суда на злоупотребления истцом правами (ст. 10 ГК РФ) и на факт добросовестного использования доменного имени с точки зрения критериев UDRP, которые применяются СИП, предоставив доказательства такой добросовестности. Однако, к сожалению, никто не может гарантировать, что в конкретном кейсе суд попросту не интерпретирует ситуацию иначе или откажется применять вышеуказанные критерии. А потому самым действенным способом дополнительной и действенной защиты от таких нападок является параллельная регистрация администратором самостоятельного товарного знака, созвучного с доменным именем».
✅ Не разглашайте названия будущих продуктов — счастье любит тишину и не любит киберсквоттеров. Хорошим решением станет сначала зарегистрировать домен, и только после этого объявить о запуске.
✅ Регистрируйте несколько похожих доменов, чтобы их не перехватили.
✅ Будьте оригинальны, чтобы снизить вероятность совпадения с уже зарегистрированными адресами. В этом непростом деле вам может помочь гайд по неймингу — берите на заметку.
✅ Продлевайте домен вовремя, чтобы он не превратился в дроп-домен, а вы не стали жертвой шантажа.
✅ Перепроверяйте стоимость домена по истории, чтобы не попасться на цену-обманку.
✅ Участвуйте в аукционах доменных имён. Обычно аукционы проводятся на сайтах регистраторов. Там вы сможете выбрать подходящий адрес без переплат «интернет-Робин Гудам».
⌘⌘⌘
Помните, что регистрация права на товарный знак для вашего доменного имени — это крутой и эффективный инструмент для защиты ваших прав в интернете. А ещё это объективное подтверждение добросовестности и гарантия того, что вы ведёте чистый и честный бизнес, где даже по случайности не остается места для нарушения чьих-то законных прав.
Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…
Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…
Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…
Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…
У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…
Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…