Онбординг, или Как помочь клиенту разобраться с продуктом
В статье мы расскажем про онбординг: что это такое, как его провести и какие инструменты для этого задействовать.
Представьте себе ситуацию: вы скачали программу, которой раньше никогда не пользовались. Установили ее, открыли и впали в ступор — интерфейс показался вам сложным и непонятным. При первом запуске не было никакого обучения, вы попытались отыскать подсказки или справку, но ничего такого не нашли. Потом попытались нагуглить какой-нибудь краткий экскурс по интерфейсу, но не нашли ни видео, ни внятной текстовой инструкции. Конечно, после такого программу вы удалите и пойдете искать похожую, где есть обучение и инструкции. Так разработчик потеряет очередного клиента, а вы получите негативный опыт работы с программой, не успев даже в ней разобраться. А всё потому, что у программы не было онбординга.
Что такое онбординг
Онбординг (от англ. onboarding — вхождение, адаптация) — это знакомство пользователя с функционалом продукта. Онбординг помогает клиентам:
- узнать, чем им будет полезен сервис и в чем его основные преимущества,
- разобраться в навигации,
- быстрее достичь первых успехов в работе с продуктом.
Цели онбординга:
- Обучить клиента пользоваться продуктом. Зайдя на сайт или скачав приложение, клиент надеется как можно быстрее решить свою проблему. Если пользователь быстро освоит продукт и успешно выполнит свои задачи, то он останется доволен и будет пользоваться сервисом и дальше.
- Удержать пользователей на первых этапах работы с сервисом. Пользователи решают, какими приложениями больше не будут пользоваться в первые 3-7 дней. Поэтому важно доказать клиенту ценность своего продукта в первые дни использования.
- Повысить удовлетворенность клиентов. Онбординг в разы снизит количество пользователей, которые остались недовольными из-за того, что не разобрались в работе сайта или приложения. Чем больше довольных пользователей, тем больше прибыли они принесут и чаще будут вас рекомендовать.
- Увеличить прибыль. Чем больше потенциальных клиентов поймет, что им полезен ваш сервис, тем выше будет прибыль.
- Снизить нагрузку на техническую поддержку. Обычно больше всего вопросов по продукту возникает у новых пользователей. Если добавить обучение, то у новичков будет возникать меньше вопросов и количество обращений в техподдержку уменьшится.
Онбординг клиентов: какие инструменты использовать?
Приветственные письма и онбординговые рассылки
Письма — наиболее доступный и распространенный инструмент для онбординга. Практически каждая компания отправляет приветственное письмо при регистрации на сайте или заказе продукта. В такие письма помещают небольшие инструкции по функционалу, рекомендации для новичков, а также акции и скидки. Например, в приветственном письме от REG.RU, помимо ссылки для подтверждения email и данных для входа, присутствуют рекомендации для новичков и ссылка на пакет услуг «Быстрый старт».
Приветственных писем может быть несколько — их называют Welcome-цепочкой. Письма в таких цепочках могут отправляться через определенные промежутки времени или после выполнения пользователем определенного действия на сайте. Это отличный вариант, если у вас сложный продукт и клиентам потребуется много информации для его изучения. Например, вот одно из писем нашей Welcome-цепочки:
Визуальные подсказки в интерфейсе
- Поп-апы (всплывающие окна). Такие окна могут появляться при первом входе или по мере выполнения каких-либо действий. В них можно добавлять любую необходимую пользователям информацию в виде текста и картинок. К примеру, при первом входе в личный кабинет REG.RU появляется вот такое всплывающее окно:
- Тултипы (всплывающие подсказки). Это маленькие подсказки, которые обычно появляются при наведении курсора на определенный элемент (но могут быть и по клику). В этих подсказках дают краткое описание функционала, например, кнопки. Пример тултипа в личном кабинете REG.RU:
- Пустые места. При этом способе в интерфейсе у пользователя-новичка отображается пустое место с мотивационным текстом, побуждающим к заполнению этого места. Как это выглядит в нашем личном кабинете:
Сегментированный онбординг
Такой вид онбординга применяется в том случае, если у вашего продукта есть несколько возможных сценариев использования или же работа с продуктом зависит от предпочтений пользователя. Этот способ помогает выяснить, чего именно хочет клиент. Например, сегментированный онбординг используется в TikTok и Яндекс.Музыке для формирования рекомендаций пользователя при первом запуске приложения.
Текстовые инструкции и видеоролики
Справочные материалы и видео — это инструменты, подходящие как для онбординга, так и для поддержки пользователей, с которыми вы давно работаете.
В видеоролике можно наглядно продемонстрировать функционал сайта или приложения. Желательно добавить в видео закадровый голос, который объяснит, что происходит на экране.
Ролик не стоит делать длинным, иначе пользователю станет скучно его смотреть или он устанет. Если у сервиса много разных функций, то лучше сделать отдельное видео про каждую из них.
Текстовые инструкции будут полезны пользователям, которые хотят разобраться в работе сервиса самостоятельно. К тому же, они облегчат работу поддержке — специалисты смогут сослаться на инструкцию вместо того, чтобы каждый раз писать объяснение вручную. Важно поместить раздел с инструкциями на видное место, чтоб новые клиенты смогли быстро его найти. Например, можно разместить кнопку в шапке сайта.
Примеры инструкций можно посмотреть в нашей Базе знаний.
Процесс онбординга клиентов
Весь процесс привлечения нового клиента и его адаптации можно разделить на 4 этапа:
- Маркетинг. На этом этапе мы привлекаем клиента, обещая решить его проблему с помощью нашего продукта.
- First-use онбординг. На этом этапе онбординга мы убеждаем клиента купить наш продукт. Для этого пользователь должен знать:
- решит ли продукт его проблему,
- подходит ли ему продукт,
- устраивает ли его цена.
- Продажа. Тут клиент приобретает наш продукт.
- Онбординг после покупки. На этом этапе мы должны:
- обучить — пользователь должен научиться работать с продуктом и решать поставленные задачи,
- вовлечь — показать преимущества нашего сервиса,
- удержать — сделать так, чтобы клиенту понравился продукт и он больше не искал альтернативу.
Как провести онбординг
Онбординг — вещь индивидуальная, даже у схожих проектов в одной сфере бизнеса он может сильно отличаться. Но, несмотря на это, есть общие правила, следуя которым, вы сделаете onboarding эффективным и простым для восприятия.
- Определите вашу целевую аудиторию. На этом этапе нужно составить портрет пользователя продукта. Выявите основные группы пользователей. Для каждой группы определите, с какой целью они используют продукт и с какими проблемами при этом сталкиваются. Это поможет вам выяснить, на что следует обратить внимание при создании онбординга;
- узнайте, чем мотивировано решение использовать ваш продукт. Используйте эту информацию для first-use onboarding — расскажите потенциальным клиентам, почему пользователи выбирают именно вас;
- выясните задачи клиентов и инструменты для их решения. Так вы сможете определить, про какой функционал стоит рассказать в первую очередь;
- используйте несколько инструментов для онбординга. Все клиенты по-разному воспринимают информацию и ищут помощи в разных каналах связи, поэтому стоит комбинировать используемые инструменты. Но не переусердствуйте — онбординг не должен быть слишком навязчивым;
- вовлекайте клиента — попросите его выполнить какие-нибудь настройки. Тогда он почувствует, что в работе с сервисом нет ничего сложного;
- делайте онбординг максимально коротким и информативным. Несколько раз пройдите путь клиента самостоятельно и убедитесь в том, что не добавили кучу лишней информации. Для удобства можете внедрить индикатор прогресса или показать количество шагов, которое нужно проделать — так пользователи поймут, что обучение не займет много времени;
- добавьте возможность отказаться от онбординга — закрыть всплывающее окно или отписаться от рассылки. Клиентам не всегда нужна помощь, а навязчивое обучение может вызвать лишний негатив;
- не бойтесь экспериментировать. Пробуйте использовать другие цвета, инструменты, по-другому подавать информацию, проводите A/B тесты — идеальный онбординг не получается с первого раза.
⌘⌘⌘
Помните, что главное в онбординге — забота о клиенте. Покажите клиенту, как быстро и просто можно решить проблемы с помощью вашего продукта, вовлекайте его во взаимодействие с интерфейсом. Добавляйте только те шаги, которые работают на достижение цели пользователя. Расскажите, как ценен ваш продукт. Ведь именно от первого впечатления зависит, останется ли с вами клиент или нет.
Используете ли вы онбординг в своих проектах? Какие инструменты считаете самыми эффективными? Поделитесь в комментариях. 👇