e На чём нельзя экономить на старте бизнеса – Блог Рег.ру
Категории Старт бизнеса

На чём нельзя экономить на старте бизнеса

Купили дешёвые материалы, а потом потеряли половину дохода из-за брака. Сэкономили на зарплате работников, а в итоге сорвали сроки и заплатили неустойку. Вместе с Ириной Екимовских из АКГ «Капитал» разбираем ситуации, где экономия на расходах обернулась убытками. 

На старте бизнеса вопрос финансов стоит особенно остро.

Какие бывают расходы

Денег не хватает примерно всегда. А при создании бизнеса и запуске их не хватает особенно. Нужно найти помещение, нанять сотрудников, купить или арендовать оборудование, приобрести первую партию сырья или товаров, и это далеко не всё.

Перечень расходов существенно зависит от направления деятельности и других особенностей бизнеса. Но есть несколько основных статей, которые будут у большинства бизнесменов:

1.     Материалы.

2.     Зарплата и страховые взносы с неё.

3.     Налоги.

4.     Маркетинг.

5.     Аренда.

6.     Амортизация оборудования.

7.     Прочие услуги: связь, охрана, консультации и т.п.

Расходы на продукт и предприятие

Все расходы бизнеса можно разделить на две категории — прямые и косвенные.

Прямые расходы относятся непосредственно к производимой продукции, реализуемым товарам, оказанным услугам. Это, например, материалы, зарплата работников, непосредственно занятых в производстве или услугах, доставка и т.п.

Косвенные расходы нужны для обеспечения деятельности в целом. Это, например, зарплата управленческого персонала, маркетинговые кампании, аренда офиса, связь, охрана и т.п.

На прямых расходах лучше не экономить, так как это непосредственно влияет на качество продукта. Косвенные расходы тоже важны, но здесь уже можно подходить к вопросу экономии более гибко.

Важно делать подсчёт прямых и косвенных расходов с самого начала.

На чём нельзя экономить

Сырьё

В случае производства материальных продуктов качество сырья напрямую связано с качеством финальной продукции. Например, для колец — это металл, для рюкзаков — кожа или ткань, для салона красоты — профессиональная косметика и инструменты.

Использование дешевого сырья, скорее всего, приведет к снижению качества продукции и повышению процента брака. Сменится дизайн, бренд потеряет статус, и швы разойдутся не только на продукции, но и на бюджете. В результате возвраты товаров и штрафы могут «съесть» всю экономию.

К тому же, ухудшится репутация бизнесмена на рынке, и ему будет сложнее в дальнейшем нарастить продажи, чтобы компенсировать убытки.

ИП шьет рюкзаки из кожи. Он закупил большую партию материалов у непроверенного поставщика и сэкономил 230 000 руб. Из этой кожи предприниматель изготовил рюкзаки на общую сумму 1 800 000 руб. Однако в итоге 30% партии на сумму 540 000 руб. вернулись из торговых сетей из-за брака.

Бракованные рюкзаки пришлось дорабатывать, затраты на доработку составили 50 000 руб., и в итоге эту партию с трудом удалось продать за 30% от обычной цены.

Таким образом, потери от брака составили:

540 000 руб. + 50 000 руб. – 540 000 руб. х 30% = 428 000 руб.

В итоге предприниматель потерял почти в  два раза больше денег, чем первоначально сэкономил на сырье.

Сотрудники – сердце бизнеса, экономия на них может навредить делу.

Зарплата

На невысокую зарплату придут менее квалифицированные сотрудники. В результате почти неизбежно повысится процент брака или упадет качество услуг. Как итог — возвраты, претензии клиентов, т.е. финансовые и репутационные потери, а не оптимизация бизнес-процессов.

Другой вариант излишней экономии на ФОТ (фонде оплаты труда, т.к. зарплате сотрудников) — нанять сотрудников нужной квалификации, но меньше по численности, чем это необходимо для запланированных объемов работ. В этом случае компания либо сорвет сроки и заплатит неустойку, либо сотрудникам придется трудиться в авральном режиме, что негативно отразится как на качестве жизни команды, так и продукта.

Компания выиграла тендер на ремонт здания. Сумма контракта — 5 000 000 руб. По условиям за нарушение сроков предусмотрена неустойка в размере 15% от суммы контракта. По нормативам для выполнения всего объема работ в установленный срок нужно 10 работников.

Но руководитель решил сэкономить и задействовал 8 человек. Экономия на ФОТ с учетом взносов составила 430 000 руб.

Однако в итоге компания нарушила сроки и заплатила неустойку

5 000 000 руб. х 15% = 750 000 руб.

Оборудование

Кроме непосредственного снижения качества продукции, дешевое или изношенное оборудование, как правило, приходится чаще ремонтировать. Получается двойной убыток — компания теряет потенциальный доход за время простоя, да ещё и тратится на ремонт.

Например, компания оказывает клининговые услуги и закупила партию дешевых пылесосов от непроверенного поставщика. В результате пришлось несколько раз отказываться от выгодных заказов, так как часть пылесосов постоянно находилась в ремонте и не было возможности выполнить нужные объемы работ.

Необходимые элементы организации сервиса 

Перечень таких элементов зависит от вида оказываемых услуг.

Например, на сегодня клиенты заказывают многие виды услуг в режиме онлайн. Если сайт компании или мобильное приложение неудобно для пользователей или работает со сбоями, то бизнесмен потеряет потенциальных покупателей.

Для кафе и ресторана важно не только качество блюд, но и их подача. Поэтому не стоит экономить на столовых приборах, оформлении столиков и помещения.

Путь от знакомства с товаром до получения его в руки должен быть для клиента гладким.

Доставка 

Доставку силами сторонних организаций можно использовать как при закупке товаров, сырья или материалов, так и при отгрузке покупателям. 

В обоих случаях излишняя экономия на логистике может обернуться финансовыми потерями. Ведь непроверенная транспортная компания может не только нарушить сроки, но и вообще потерять или испортить перевозимые грузы.

Учёт

Бухучет по закону должны вести только юридические лица. Однако, если предприниматель хочет получать банковские кредиты или привлекать инвестиции, ему лучше наладить бухучет. Финансовая отчетность — это один из основных документов, который рассматривают банки или инвесторы, принимая решение о выдаче денег.

Кроме бухгалтерского учёта лучше вести и управленческий. Это относится как к ЮЛ, так и к ИП. Бухучёт ориентирован в первую очередь на потребности внешних пользователей: налоговиков, банков, инвесторов. А для целей управления лучше построить свою систему учёта, адаптированную под потребности конкретного бизнеса.

Если не вести бухучёт или вести его с ошибками, то у организации будут проблемы с налоговиками, а предпринимателю будет сложнее получить внешнее финансирование.

За отсутствие управленческого учёта бизнесмена не накажут. Но, чтобы эффективно управлять бизнесом, необходимо регулярно контролировать финансовые показатели.  

Поэтому на организации учёта тоже лучше не экономить.

Продвижение

Оно необходимо всем, но в разной степени. Если бизнесмен получает существенный доход от каждой продажи, то значимость рекламы для него меньше. Если же отдельная сделка приносит небольшую часть дохода, продвижение продукта играет более существенную роль.

Например, мастер делает уникальную мебель из ценных пород дерева под заказ. Изделия стоят дорого, есть постоянные клиенты и заказы расписаны на год вперед. В этом случае можно особо не заботиться о продвижении на рынке. Хотя, конечно, полностью забывать о рекламе и в этом случае не следует: кто-то из клиентов может уйти, и тогда понадобится искать ему замену, чтобы сохранить уровень дохода.

Другой пример из той же отрасли — производство офисной мебели. Модели здесь в основном типовые, конкуренция высокая, заработать на каждой отдельной продаже удается немного. Поэтому нужно постоянно продвигать свою продукцию на рынке, чтобы обеспечить необходимое количество заказов.

Подумайте, что составляет ядро вашего бизнеса, прежде чем оптимизировать расходы.

Как определить нормативы по основным расходам

Общих для всех нормативов по видам расходов не существует. Каждый бизнесмен определяет допустимые лимиты сам, с учётом своих возможностей и особенностей работы.

Но вкладывая деньги в необходимые для бизнеса расходы, важно контролировать, не приведет ли это к убыткам. Здесь поможет расчет точки безубыточности.

Выше мы говорили, что все расходы можно разделить на прямые и косвенные. Если из выручки (стоимости отгруженных товаров, продукции или оказанных услуг за отчетный период) вычесть прямые расходы — получим маржинальную прибыль. Она растет вместе с объемом продаж.

Косвенные расходы от выручки не зависят. А уровень безубыточности — это такой объем продаж, при котором маржинальная прибыль становится равной косвенным расходам, т.е. бизнес работает «в ноль».

Компания занимается производством одежды. Показатели за 1 квартал 2024 года следующие:

Выручка — 15 000 000 руб.

Прямые расходы — 12 000 000 руб.

Косвенные расходы — 1 500 000 руб.

Маржинальная прибыль:

15 000 000 — 12 000 000 руб. = 3 000 000 руб.

Рентабельность по маржинальной прибыли:

3 000 000 руб. / 15 000 000 руб. = 20,0%

Чистая прибыль:

3 000 000 руб. — 1 500 000 руб. = 1 500 000 руб.

Рентабельность по чистой прибыли:

1 500 000 руб. / 15 000 000 руб. = 10,0%

Теперь определим уровень безубыточности. У нас получилась рентабельность по маржинальной прибыли 20%. Это значит, что компания на каждые 100 рублей выручки получает 20 рублей маржи. Чтобы определить, при какой выручке маржа покроет косвенные затраты, разделим их на рентабельность:

1 500 000 руб. / 0,2 = 7 500 000 руб.

Т.е. компания с такой структурой доходов и расходов начнет зарабатывать прибыль, когда её выручка за квартал превысит 7,5 млн руб.

Желательно сразу планировать свою деятельность таким образом, чтобы выручка превысила уровень безубыточности. Если же это не получается, например, на старте бизнеса, то нужно иметь ресурсы для покрытия временных убытков: собственные средства учредителей, кредиты и т.п. Экономия на основных затратах, как мы показали выше, не поможет уйти от убытков, а скорее усугубит ситуацию.

Для ориентира при анализе также можно учитывать усредненные нормативы рентабельности для разных отраслей.

1.     Маржинальная прибыль:

  • услуги — 50–60%;
  • производство — 30–40%;
  • торговля — 15–30%.

2.     Чистая прибыль:

  • услуги — 20–25%;
  • производство — 10–15%;
  • торговля — 5–7%, а в крупных сетях — до 2–3%

Но здесь важно понимать, что приведенные цифры — ориентировочные, для конкретной компании или ИП они могут отличаться от средних по отрасли. Главное — чтобы бизнес стабильно работал и обеспечивал тот уровень дохода, который устраивает собственников.

Похожие публикации

Для чего нужен межсетевой экран и как он работает

Разберемся, что такое межсетевой экран (он же firewall или файрвол, а также brandmauer или брандмайэр),…

6 минут назад

Аутсорсинг VS собственное производство одежды: опыт бренда кроссовок

Один способ позволяет отслеживать каждую деталь изделия, другой – сфокусироваться на брендинге и маркетинге. Разбираемся…

2 недели назад

Как сократить затраты на инфраструктуру в два раза: опыт ИТ-компании Ctrl2GO

Рассказываем, как помогли российскому разработчику систем аналитики мигрировать в частное облако и сократить затраты на…

2 недели назад

Каким должен быть сайт-визитка для эксперта

Рассказываем, как создать сайт-визитку и какой должна быть структура. Внутри — инструкция, которая поможет предпринимателям.

3 недели назад

Как продвигать бизнес с помощью геосервисов

Онлайн-карты — хорошая площадка для привлечения аудитории в бизнес. Рассказываем об инструментах продвижения в геосервисах.

3 недели назад

Как открыть своё digital-агентство

Можно стартовать с багажом знаний из найма или практически без опыта. Рассказываем, что нужно делать:…

3 недели назад