Поиск по сайту Поиск

Логистика: зачем она нужна бизнесу, как ее выстроить и автоматизировать

Перевозка сырья, комплектующих и готовых товаров ― это значительная статья расходов для любой компании. От того, насколько эффективно выстроена логистика, зависит не только конечная цена продукта, но и удовлетворенность покупателей. В этой статье поговорим про логистику ― как ее необходимо выстраивать, чтобы минимизировать издержки. 

Что такое логистика

Логистика — это способ оптимального перемещения грузов в бизнесе. Хотя многие привыкли думать, что это просто доставка товара заказчику, логистику можно назвать настоящей наукой, которая уходит корнями в Средневековье. Уже тогда люди задумывались о том, как сократить затраты на перемещение товаров и услуг по местности, в которой еще не было асфальтированных дорог.

Для примера полезно узнать, что если запрячь вола в телегу с зерном, то проехать они могут всего 200 километров. За этот путь вол съест все содержимое телеги, чтобы поддерживать силы в пути. Поэтому древние предпочитали возить товары водными путями и могли накручивать цену товара на тысячи процентов ― только так окупались все издержки пути.

Сейчас логистика остается важной составляющей производственных процессов. Она развилась до того, что товары из Китая прибывают за пару недель в любую точку России, а покупки из магазина через 20 минут привозит курьер. Все это ― достижения современной логистики, которая позволяет рассчитать предполагаемый спрос на товары, кратчайший и выгодный способ их доставки, а также их цену, которая покроет затраты и принесет прибыль бизнесу. 

Сейчас логистика необходима не только материальным товарам, но и цифровым продуктам. Один из ведущих игроков на рынке цифровой логистики ― компания reg.ru, которая предлагает широкую линейку сервисов для бизнеса: от аренды серверов и доменных имен, до создания сайтов за несколько кликов.  

Источник: Shutterstock. Главная цель логистики ― сделать так, чтобы товары попали по нужному адресу именно тогда, когда это необходимо, при этом не потеряв своей ценности

Какие бывают задачи логистики

Логистика в широком понимании включает в себя не только доставку товаров, но и процесс планирования, как она будет происходить, а также контроля путешествия на всех этапах пути: от погрузки у производителя до распаковки коробки у покупателя. Логистика усложняется, если в дорогу отправляется хрупкий или скоропортящийся товар ― к нему нужно особое отношение и оборудование, например, прицеп-рефрижератор.  

С помощью логистики решают целый спектр задач: 

  • доставка из точки А в точку Б,
  • прогноз сроков доставки,
  • нахождение маршрута, оптимального по цене и стоимости,
  • организация хранения товаров,
  • минимизация затрат на транспорт,
  • решение вопросов с возвратами и упаковкой товаров,
  • оформление сопутствующих документов. 

В зависимости от того, какова специфика работы компании, меняются и задачи ее логистики. Например, у маркетплейсов есть задача сделать доставку максимально быстрой, поэтому они открывают пункты выдачи во всех доступных точках, а товары хранят в распределенной сети складов. А у предприятия, которое производит ракеты для космоса, задача перевести одно изделие негабаритных размеров раз в полгода на Байконур. Эти компании решают разные задачи, но там и там применяется логистика, чтобы обеспечить качественный и предсказуемый результат.  

Источник: Shutterstock. Логистика оперирует несколькими параметрами, главные из которых ― скорость доставки и ее стоимость. Найти баланс между этими слагаемыми ― задача логистики 

Виды логистики

Логистика задействуется не только при доставке товара покупателю, но и на многих других этапах производства или торговли.

  • Транспортная логистика — это непосредственная перевозка товара из точки А в точку Б на авто, поезде, самолете или велосипеде. 
  • Складская логистика — это хранение товаров на складе таким образом, чтобы они не повредились и не истек срок их хранения. Кроме того, важно оптимально использовать имеющиеся складские площади и добиться того, чтобы работники склада легко могли найти нужную коробку.
  • Закупочная логистика — это поиск способов доставить на производственные мощности максимально качественные материалы и сырье по самым низким ценам.
  • Производственная логистика — это то, как устроено движение материальных ценностей и процессов внутри заводов и других промышленных предприятий. 
  • Информационная логистика — это организация потоков обмена информацией между двумя контрагентами, например, электронного документооборота. 
  • Таможенная логистика — отдельный подвид логистики, который предполагает, что товары будут проходить контроль на границе и за них нужно будет платить пошлины. Актуален для компаний, которые заказывают сырье или товары за рубежом или продают иностранным покупателям свою продукцию.
  • Логистика запасов — это разновидность логистики отвечает за то, чтобы во всех магазинах всегда были в доступе все продукты из ассортимента. 
  • Распределительная логистика — это планирование и доставка товаров с производства к конечным потребителям. 
Источник: Shutterstock. Также есть экологическая логистика, которая следит за тем, чтобы отходы производства, упаковка и сами товары были правильно утилизированы

Логистические цепи

Практически любой товар, прежде чем оказаться у нас дома, проходит несколько этапов логистической цепи.

  1. Поставка сырья.
  2. Его обработка и производство товара.
  3. Доставка товара до склада или магазина.
  4. Продажа товара и доставка до конечного потребителя. 

Представим, что мы хотим купить деревянную ложку, чтобы мешать ей еду на сковородке. Путь ее начинается в лесах дальнего Востока России, где растет дерево, из которого ее сделают. 

Дерево спиливают, очищают от сучков и везут на лесопилку. Там его пилят на доски и кладут сушиться. Высушенную древесину везут на фабрику, где на станках доску превращают в ложки, их развозят по магазинам, где их находит счастливый покупатель. 

Итого, чтобы мы могли купить деревянную ложку, должно произойти не менее четырех логистических операций. Это пример не самой сложной логистической цепочки. Теперь представьте, что мы хотим собрать компьютер, состоящий из тысячи микросхем, каждую из которых производят на своем заводе. А сырье для изготовления этих транзисторов и резисторов также добывается на разных карьерах и шахтах, разбросанных по всему миру. В итоге получается огромная сеть логистических цепочек, которые в итоге приводят к тому, что у вас на столе стоит готовый компьютер. 

Источник: Shutterstock. Малейший сбой в сложных логистических цепочках может привести к тому, что товары будут произведены с задержкой, а их цена возрастет 

Автоматизация логистики

Автоматизация логистики ― это внедрение информационных технологий в способы доставки товаров, что позволяет серьезно сократить затраты и повысить качество. Есть несколько основных инструментов для автоматизации логистики. 

  • Системы управления складом ― это программы, которые позволяют точно рассчитать, сколько товаров у вас хранится на складе, сколько еще можно туда отгрузить, как лучше разместить товары и у каких из них скоро заканчиваются сроки годности. Большие маркетплейсы используют такое ПО для того, чтобы распределить товары по складам по всей России, таким образом заказчику из Перми не придется ждать неделю, пока ему доставят посылку из Санкт-Петербурга. Аналогичный товар отправится к нему со склада в Челябинске. 
  • Системы управления транспортировкой ― это специализированное программное обеспечение для логистических компаний, которое может одновременно отслеживать тысячи автомобилей в пути, сбои в их работе, сроки доставки и затраты на это все. Такое ПО используют крупные компании-доставщики, например «Деловые линии», которые могут привезти за неделю автомобильный двигатель из Новосибирска в Казань.
  • Системы управления заказами ― это программы, которые позволяют крупным компаниям получать заказы и перенаправлять их исполнителям. Их использует, например, «Купер» ― дочерняя компания Сбера, которая занимается доставкой продуктов. Их сотрудники получают заказ от клиентов на специальный терминал, а затем собирают корзину продуктов в супермаркете и отправляют ее с курьером покупателю. 
  • Использование RFID-меток ― это специальный чип, сигнал от которого можно распознать на расстоянии, например, когда грузовик проезжает через ворота. Использование таких меток позволяет автоматически принять товар, как только он окажется на торговой базе. 
Источник: Shutterstock. Полная автоматизация логистики достигается с помощью интеграции всех доступных систем, для того, чтобы получить точное понимание, где какой товар находится и когда он будет доставлен покупателю 

Профессия логист

Профессия логиста ― одна из самых высокооплачиваемых на современном рынке труда. Эти специалисты работают не только в больших компаниях, но и могут заниматься на фрилансе распределением товаров для продавцов на маркетплейсах. Логисты рассчитывают, каким образом будет лучше доставить товар и контролируют, чтобы он добрался до точки назначения в целости и сохранности. Также они занимаются анализом спроса, расчетом запасов, выбором поставщиков и оптимизацией затрат на перевозки. 

Чтобы работать в сфере логистики понадобится аналитические способности, умение работать с большими объемами информации, коммуникабельность и организаторские навыки. 

Андрей Лебедев

Логистика: зачем она нужна бизнесу, как ее выстроить и автоматизировать

Перевозка сырья, комплектующих и готовых товаров ― это значительная статья расходов для любой компании. От того, насколько эффективно выстроена логистика,...
Read More

Рекомендованная розничная цена: обязательно ли ее соблюдать и зачем это делать

Закупая товар у производителей, дилеры нередко получают от них и рекомендации, по какой цене продавать ту или иную продукцию. Разбираемся,...
Read More

Зачем нужен бизнес-план и как его грамотно составить: инструкция

Между идеей и ее воплощением лежит долгий путь, который многим кажется непреодолимым. Но любое путешествие начинается с первого шага, а...
Read More

Себестоимость: из чего складывается, что на нее влияет и как ее посчитать

Данные о себестоимости позволяют организации эффективно управлять своими затратами и оптимизировать ценовую политику, что ведет к увеличению прибыли. Разбираемся, что...
Read More

Окупаемость бизнес-проекта: зачем и как ее рассчитывать

Рассказываем, что такое окупаемость бизнес-проекта, для чего ее нужно рассчитывать, какие методы расчета окупаемости существуют. Инструкция, как правильно рассчитать окупаемость...
Read More

Собственник бизнеса: плюсы, минусы, «подводные камни»

Каждый человек, который мечтает о своем бизнесе, видит себя его собственником, то есть предпринимателем, принимающим решение о создании своего дела,...
Read More

Astra Linux vs Ubuntu: что выбрать для рабочего стола

Сейчас достаточно сложно получить лицензию операционной системы Windows. По этой причине пользователи и организации постепенно переходят на общедоступные аналоги, отдавая...
Read More

Как настроить Astra Linux для работы в офисе

До недавнего времени самой популярной системой для работы в офисе считалась Windows. Но под влиянием санкций компания Microsoft прекратила продление...
Read More

Все про ОКВЭД для предпринимателей: как выбрать, изменить и добавить коды

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) — это система обозначений, позволяющая быстро понять, чем занимается компания или ИП. Для каждого...
Read More

Коды вида доходов: как правильно указывать их в платежном поручении

Разбираемся, что такое код вида дохода и какие они бывают. Заодно расскажем, как заполнить платежное поручение и что делать, если...
Read More