Коносамент — главный документ морских грузоперевозок
Ежедневно по морю перевозят десятки, а то и сотни тысяч контейнеров с грузами. Чтобы партия товара, изготовленная, например, в Китае, благополучно дошла до Москвы, оформляют коносамент — своеобразную накладную, которая нужна, когда в доставке груза задействован морской транспорт.
Для чего используют коносамент
Коносамент — важный документ в сфере грузоперевозок, подтверждающий, что отправитель доверил доставку груза перевозчику, а получатель имеет право его забрать. Он выполняет несколько ключевых функций:
фиксирует факт получения груза для транспортировки и описывает видимое состояние груза;
подтверждает договор перевозки груза;
может выступать как товарораспорядительный документ;
может использоваться как обеспечение кредита под отгруженные товары.
Коносаменты могут использоваться при любых перевозках, но чаще всего они актуальны, когда задействован морской транспорт.
Навести порядок в электронном документообороте помогут сервисы для бизнеса от компании reg.ru.
Виды коносамента
В зависимости от различных характеристик и условий использования существует множество видов коносаментов. Перечислим основные.
Бортовой коносамент. Самый востребованный вид документа при морских перевозках. Он подтверждает факт погрузки груза на судно и готовность к перевозке.
Именной коносамент. Он оформляется на конкретного человека (отсюда и название) и подтверждает его право на получение груза в порте назначения. Права по этому коносаменту можно передать только через передаточную подпись (индоссамент).
Ордерный коносамент, или коносамент на предъявителя. Оформляется до прибытия груза в пункт назначения. Человек, предъявивший его, может получить груз.
Прямой коносамент. Называется так из-за того, что груз может быть выдан по этому документу напрямую только тому лицу, кто в нем указан. В отличии от именного коносамента, прямой нельзя переоформить на другого человека.
Сквозной коносамент. Используется при сложных перевозках на нескольких видах транспорта. При его применении пропадает необходимость оформлять несколько документов для каждого вида перевозки, так как он охватывает весь путь транзита.
Чистый коносамент. Этот документ часто требуют банки для оформления аккредитива. Он подтверждает, что перевозимый груз находится в идеальном состоянии. Поэтому коносамент называется чистым — в нем нет отметок о повреждениях.
Фиктивный коносамент или «коносамент за море». Фиктивные коносаменты используются, когда реальный груз еще не отправлен, но необходимо предоставить документы для получения финансирования или выполнения иных обязательств. Они содержат ложную информацию о погрузке груза на судно, хотя на самом деле этого не произошло. Такие коносаменты обычно используются временно, пока не будут оформлены реальные документы.
Электронный коносамент. Представляет собой цифровую версию традиционного бумажного документа. Его использование позволяет ускорить процесс оформления документов и снизить вероятность ошибок. Электронные коносаменты становятся все более популярными благодаря развитию технологий и международных стандартов электронной торговли.
Какую информацию обязательно указывают в коносаменте
Единого образца для коносаментов не существует, каждая компания составляет его так, как сочтет нужным. Но как правило в каждом таком документе указывают следующие данные:
название судна;
порт погрузки и разгрузки;
дата и место выдачи коносамента;
полное наименование и контактные данные лица или компании, отправляющей груз;
полные данные лица или организации, которым предназначен груз;
подробное описание типа, характера, количества и состояния груза; может включать вес, объем, количество мест и упаковку;
маркировка и номера контейнеров/мест: если груз упакован в контейнеры или отдельные места, то их маркировка и идентификационные номера должны быть указаны;
условия фрахта, такие как условия оплаты, сроки доставки и ответственность сторон;
подписи сторон: автограф капитана судна или уполномоченного представителя перевозчика, подтверждающая принятие груза на борт, также может потребоваться подпись отправителя.
уникальный номер коносамента, позволяющий идентифицировать документ;
количество оригиналов коносамента: обычно выпускается три оригинальных экземпляра документа, каждый из которых обладает равной юридической силой;
указания о страховании груза;
дополнительные условия и оговорки: если груз требует бережного обращения или определенного температурного режима, это обязательно нужно указать, иначе не получится спросить с перевозчика за испорченный товар.