e Коносамент — что это такое, виды и функции, как оформить

Коносамент — главный документ морских грузоперевозок

Ежедневно по морю перевозят десятки, а то и сотни тысяч контейнеров с грузами. Чтобы партия товара, изготовленная, например, в Китае, благополучно дошла до Москвы, оформляют коносамент — своеобразную накладную, которая нужна, когда в доставке груза задействован морской транспорт.

Для чего используют коносамент

Коносамент — важный документ в сфере грузоперевозок, подтверждающий, что отправитель доверил доставку груза перевозчику, а получатель имеет право его забрать. Он выполняет несколько ключевых функций: 

  1. фиксирует факт получения груза для транспортировки и описывает видимое состояние груза; 
  2. подтверждает договор перевозки груза; 
  3. может выступать как товарораспорядительный документ; 
  4. может использоваться как обеспечение кредита под отгруженные товары.

Коносаменты могут использоваться при любых перевозках, но чаще всего они актуальны, когда задействован морской транспорт.  

Навести порядок в электронном документообороте помогут сервисы для бизнеса от компании reg.ru.

Виды коносамента

В зависимости от различных характеристик и условий использования существует множество видов коносаментов. Перечислим основные.

  • Бортовой коносамент. Самый востребованный вид документа при морских перевозках. Он подтверждает факт погрузки груза на судно и готовность к перевозке.
  • Именной коносамент. Он оформляется на конкретного человека (отсюда и название) и подтверждает его право на получение груза в порте назначения. Права по этому коносаменту можно передать только через передаточную подпись (индоссамент).  
  • Ордерный коносамент, или коносамент на предъявителя. Оформляется до прибытия груза в пункт назначения. Человек, предъявивший его, может получить груз. 
  • Прямой коносамент. Называется так из-за того, что груз может быть выдан по этому документу напрямую только тому лицу, кто в нем указан. В отличии от именного коносамента, прямой нельзя переоформить на другого человека. 
  • Сквозной коносамент. Используется при сложных перевозках на нескольких видах транспорта. При его применении пропадает необходимость оформлять несколько документов для каждого вида перевозки, так как он охватывает весь путь транзита. 
  • Чистый коносамент. Этот документ часто требуют банки для оформления аккредитива. Он подтверждает, что перевозимый груз находится в идеальном состоянии. Поэтому коносамент называется чистым — в нем нет отметок о повреждениях. 
  • Фиктивный коносамент или «коносамент за море». Фиктивные коносаменты используются, когда реальный груз еще не отправлен, но необходимо предоставить документы для получения финансирования или выполнения иных обязательств. Они содержат ложную информацию о погрузке груза на судно, хотя на самом деле этого не произошло. Такие коносаменты обычно используются временно, пока не будут оформлены реальные документы.
  • Электронный коносамент. Представляет собой цифровую версию традиционного бумажного документа. Его использование позволяет ускорить процесс оформления документов и снизить вероятность ошибок. Электронные коносаменты становятся все более популярными благодаря развитию технологий и международных стандартов электронной торговли.
Источник: Shutterstock. Если не указан конкретный получатель груза, право собственности на него можно продать, что делает коносамент ценной бумагой

Какую информацию обязательно указывают в коносаменте

Единого образца для коносаментов не существует, каждая компания составляет его так, как сочтет нужным. Но как правило в каждом таком документе указывают следующие данные:

  • название судна;  
  • порт погрузки и разгрузки; 
  • дата и место выдачи коносамента;
  • полное наименование и контактные данные лица или компании, отправляющей груз;
  • полные данные лица или организации, которым предназначен груз;
  • подробное описание типа, характера, количества и состояния груза; может включать вес, объем, количество мест и упаковку;
  • маркировка и номера контейнеров/мест: если груз упакован в контейнеры или отдельные места, то их маркировка и идентификационные номера должны быть указаны;
  • условия фрахта, такие как условия оплаты, сроки доставки и ответственность сторон;
  • подписи сторон: автограф капитана судна или уполномоченного представителя перевозчика, подтверждающая принятие груза на борт, также может потребоваться подпись отправителя.
  • уникальный номер коносамента, позволяющий идентифицировать документ;
  • количество оригиналов коносамента: обычно выпускается три оригинальных экземпляра документа, каждый из которых обладает равной юридической силой;
  • указания о страховании груза;
  • дополнительные условия и оговорки: если груз требует бережного обращения или определенного температурного режима, это обязательно нужно указать, иначе не получится спросить с перевозчика за испорченный товар.

Алексей Рудевич

Похожие публикации

УПД в бухгалтерии: когда один документ может заменить несколько

Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…

16 часов назад

Что такое роялти, как их рассчитать и кому они выгодны

Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…

2 дня назад

Франшиза: что это, как работает и стоит ли начинать такой бизнес

Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…

4 дня назад

Какие компании называют вендорами и как они работают

Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…

7 дней назад

Обособленное подразделение: как открывать и ставить на учет части компании

У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…

1 неделя назад

С какого возраста можно открыть ИП и как это правильно сделать

Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…

1 неделя назад