Коносамент — главный документ морских грузоперевозок
Ежедневно по морю перевозят десятки, а то и сотни тысяч контейнеров с грузами. Чтобы партия товара, изготовленная, например, в Китае, благополучно дошла до Москвы, оформляют коносамент — своеобразную накладную, которая нужна, когда в доставке груза задействован морской транспорт.
Для чего используют коносамент
Коносамент — важный документ в сфере грузоперевозок, подтверждающий, что отправитель доверил доставку груза перевозчику, а получатель имеет право его забрать. Он выполняет несколько ключевых функций:
- фиксирует факт получения груза для транспортировки и описывает видимое состояние груза;
- подтверждает договор перевозки груза;
- может выступать как товарораспорядительный документ;
- может использоваться как обеспечение кредита под отгруженные товары.
Коносаменты могут использоваться при любых перевозках, но чаще всего они актуальны, когда задействован морской транспорт.
Навести порядок в электронном документообороте помогут сервисы для бизнеса от компании reg.ru.
Виды коносамента
В зависимости от различных характеристик и условий использования существует множество видов коносаментов. Перечислим основные.
- Бортовой коносамент. Самый востребованный вид документа при морских перевозках. Он подтверждает факт погрузки груза на судно и готовность к перевозке.
- Именной коносамент. Он оформляется на конкретного человека (отсюда и название) и подтверждает его право на получение груза в порте назначения. Права по этому коносаменту можно передать только через передаточную подпись (индоссамент).
- Ордерный коносамент, или коносамент на предъявителя. Оформляется до прибытия груза в пункт назначения. Человек, предъявивший его, может получить груз.
- Прямой коносамент. Называется так из-за того, что груз может быть выдан по этому документу напрямую только тому лицу, кто в нем указан. В отличии от именного коносамента, прямой нельзя переоформить на другого человека.
- Сквозной коносамент. Используется при сложных перевозках на нескольких видах транспорта. При его применении пропадает необходимость оформлять несколько документов для каждого вида перевозки, так как он охватывает весь путь транзита.
- Чистый коносамент. Этот документ часто требуют банки для оформления аккредитива. Он подтверждает, что перевозимый груз находится в идеальном состоянии. Поэтому коносамент называется чистым — в нем нет отметок о повреждениях.
- Фиктивный коносамент или «коносамент за море». Фиктивные коносаменты используются, когда реальный груз еще не отправлен, но необходимо предоставить документы для получения финансирования или выполнения иных обязательств. Они содержат ложную информацию о погрузке груза на судно, хотя на самом деле этого не произошло. Такие коносаменты обычно используются временно, пока не будут оформлены реальные документы.
- Электронный коносамент. Представляет собой цифровую версию традиционного бумажного документа. Его использование позволяет ускорить процесс оформления документов и снизить вероятность ошибок. Электронные коносаменты становятся все более популярными благодаря развитию технологий и международных стандартов электронной торговли.
Какую информацию обязательно указывают в коносаменте
Единого образца для коносаментов не существует, каждая компания составляет его так, как сочтет нужным. Но как правило в каждом таком документе указывают следующие данные:
- название судна;
- порт погрузки и разгрузки;
- дата и место выдачи коносамента;
- полное наименование и контактные данные лица или компании, отправляющей груз;
- полные данные лица или организации, которым предназначен груз;
- подробное описание типа, характера, количества и состояния груза; может включать вес, объем, количество мест и упаковку;
- маркировка и номера контейнеров/мест: если груз упакован в контейнеры или отдельные места, то их маркировка и идентификационные номера должны быть указаны;
- условия фрахта, такие как условия оплаты, сроки доставки и ответственность сторон;
- подписи сторон: автограф капитана судна или уполномоченного представителя перевозчика, подтверждающая принятие груза на борт, также может потребоваться подпись отправителя.
- уникальный номер коносамента, позволяющий идентифицировать документ;
- количество оригиналов коносамента: обычно выпускается три оригинальных экземпляра документа, каждый из которых обладает равной юридической силой;
- указания о страховании груза;
- дополнительные условия и оговорки: если груз требует бережного обращения или определенного температурного режима, это обязательно нужно указать, иначе не получится спросить с перевозчика за испорченный товар.
Алексей Рудевич