Поиск по сайту Поиск

Коносамент — главный документ морских грузоперевозок

Ежедневно по морю перевозят десятки, а то и сотни тысяч контейнеров с грузами. Чтобы партия товара, изготовленная, например, в Китае, благополучно дошла до Москвы, оформляют коносамент — своеобразную накладную, которая нужна, когда в доставке груза задействован морской транспорт.

Для чего используют коносамент

Коносамент — важный документ в сфере грузоперевозок, подтверждающий, что отправитель доверил доставку груза перевозчику, а получатель имеет право его забрать. Он выполняет несколько ключевых функций: 

  1. фиксирует факт получения груза для транспортировки и описывает видимое состояние груза; 
  2. подтверждает договор перевозки груза; 
  3. может выступать как товарораспорядительный документ; 
  4. может использоваться как обеспечение кредита под отгруженные товары.

Коносаменты могут использоваться при любых перевозках, но чаще всего они актуальны, когда задействован морской транспорт.  

Навести порядок в электронном документообороте помогут сервисы для бизнеса от компании reg.ru.

Виды коносамента

В зависимости от различных характеристик и условий использования существует множество видов коносаментов. Перечислим основные.

  • Бортовой коносамент. Самый востребованный вид документа при морских перевозках. Он подтверждает факт погрузки груза на судно и готовность к перевозке.
  • Именной коносамент. Он оформляется на конкретного человека (отсюда и название) и подтверждает его право на получение груза в порте назначения. Права по этому коносаменту можно передать только через передаточную подпись (индоссамент).  
  • Ордерный коносамент, или коносамент на предъявителя. Оформляется до прибытия груза в пункт назначения. Человек, предъявивший его, может получить груз. 
  • Прямой коносамент. Называется так из-за того, что груз может быть выдан по этому документу напрямую только тому лицу, кто в нем указан. В отличии от именного коносамента, прямой нельзя переоформить на другого человека. 
  • Сквозной коносамент. Используется при сложных перевозках на нескольких видах транспорта. При его применении пропадает необходимость оформлять несколько документов для каждого вида перевозки, так как он охватывает весь путь транзита. 
  • Чистый коносамент. Этот документ часто требуют банки для оформления аккредитива. Он подтверждает, что перевозимый груз находится в идеальном состоянии. Поэтому коносамент называется чистым — в нем нет отметок о повреждениях. 
  • Фиктивный коносамент или «коносамент за море». Фиктивные коносаменты используются, когда реальный груз еще не отправлен, но необходимо предоставить документы для получения финансирования или выполнения иных обязательств. Они содержат ложную информацию о погрузке груза на судно, хотя на самом деле этого не произошло. Такие коносаменты обычно используются временно, пока не будут оформлены реальные документы.
  • Электронный коносамент. Представляет собой цифровую версию традиционного бумажного документа. Его использование позволяет ускорить процесс оформления документов и снизить вероятность ошибок. Электронные коносаменты становятся все более популярными благодаря развитию технологий и международных стандартов электронной торговли.
Источник: Shutterstock. Если не указан конкретный получатель груза, право собственности на него можно продать, что делает коносамент ценной бумагой

Какую информацию обязательно указывают в коносаменте

Единого образца для коносаментов не существует, каждая компания составляет его так, как сочтет нужным. Но как правило в каждом таком документе указывают следующие данные:

  • название судна;  
  • порт погрузки и разгрузки; 
  • дата и место выдачи коносамента;
  • полное наименование и контактные данные лица или компании, отправляющей груз;
  • полные данные лица или организации, которым предназначен груз;
  • подробное описание типа, характера, количества и состояния груза; может включать вес, объем, количество мест и упаковку;
  • маркировка и номера контейнеров/мест: если груз упакован в контейнеры или отдельные места, то их маркировка и идентификационные номера должны быть указаны;
  • условия фрахта, такие как условия оплаты, сроки доставки и ответственность сторон;
  • подписи сторон: автограф капитана судна или уполномоченного представителя перевозчика, подтверждающая принятие груза на борт, также может потребоваться подпись отправителя.
  • уникальный номер коносамента, позволяющий идентифицировать документ;
  • количество оригиналов коносамента: обычно выпускается три оригинальных экземпляра документа, каждый из которых обладает равной юридической силой;
  • указания о страховании груза;
  • дополнительные условия и оговорки: если груз требует бережного обращения или определенного температурного режима, это обязательно нужно указать, иначе не получится спросить с перевозчика за испорченный товар.

Алексей Рудевич

С какого возраста можно открыть ИП и как это правильно сделать

Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему стать предпринимателем, что такое эмансипация,...
Read More

Коносамент — главный документ морских грузоперевозок

Ежедневно по морю перевозят десятки, а то и сотни тысяч контейнеров с грузами. Чтобы партия товара, изготовленная, например, в Китае,...
Read More

Лучшая система налогообложения для вашего бизнеса. Как выбрать?

Одна из главных головных болей любого предпринимателя — уплата налогов. И дело даже не в том, что кому-то не хочется...
Read More

Фискальный чек — что это, зачем нужен и что будет, если его не выдать

Кто-то выкидывает их сразу возле кассы, кто-то тщательно собирает, чтобы потом проанализировать траты за месяц, кто-то даже не забирает их...
Read More

Расчет заработной платы по окладу в 2024 году: как понять, сколько заработал сотрудник

Вряд ли будет преувеличением сказать, что для многих самое важное в работе — это цифры в сообщении о начислении зарплаты....
Read More

Общество с ограниченной ответственностью: что это, как работает, как открыть ООО

При создании бизнеса предпринимателям важно принимать обоснованные решения, которые помогут минимизировать финансовые риски. Разберемся, как понимание особенностей ООО обеспечивает защиту...
Read More

Как собирать и обрабатывать в облаке данные о 350 млн товаров в день: кейс Sellematics

В кейсе делимся опытом масштабирования в облаке сервиса аналитики и исследований для eCommerce — Sellematics. (далее…)
Read More

Открываем пункт выдачи заказов Яндекс.Маркета с нуля

Пункты выдачи маркетплейсов ― это неплохой бизнес, если все правильно рассчитать и открывать их в нужное время в нужном месте....
Read More

Накладная: для чего нужна и как правильно составить

Составлять накладную несложно. Этот первичный документ подтверждает сделку, упрощает взаимодействие между контрагентами и помогает избежать ошибок в расчетах. (далее…)
Read More

Как развернуть ИТ-инфраструктуру для ML-задач: опыт РБК

Рассказываем, как мы помогли команде РБК автоматизировать процесс тегирования материалов редакции с помощью нейросети на облачных серверах Рег.ру с GPU. ...
Read More