Поиск по сайту Поиск

Победить конкурентов и увеличить выручку: кейс горизонтального масштабирования клиники

Стоматология в связке с косметологией помогает масштабировать бизнес в области медицины, повышает возвращаемость пациентов. Но в этом процессе немало «подводных камней». О кейсе AVRORACLINIC рассказала Лиана Давидян предприниматель, наставник по бизнесу.

Как масштабировать стоматологическую клинику

Когда потребовалось расширение спектра услуг

Масштабирование – обычно логичное решение для компании, которая вышла на плато (уверенный стабильный заработок) и держится на нем не менее полугода. Вместе с тем, бизнес начинает ощущать «стеклянный потолок» – есть куда расти, но обеспечить этот рост в текущем формате – например, просто перенастройкой рекламы – невозможно.  

В некоторых случаях масштабировать бизнес вынуждает среда: 

  • В нужной локации находите помещение сильно больше, чем было необходимо. Но сроки поджимают, вы соглашаетесь и набираете большее количество персонала и т.п.
  • Конкуренты повторяют вашу модель бизнеса или просто агрессивно захватывают рынок, и вам приходится принимать меры, чтобы отстроиться от них.

Так, AVRORACLINIC столкнулась с необходимостью изменений в 2006 году, на третий год после запуска. Финансовые показатели соответствовали плановым, но рост замедлялся по двум причинам:

  • из-за объективного достижения лимита по заполнению расписания. Просто увеличить количество кресел было невозможно: это привело бы к снижению качества и потере принципа «камерности», бутиковости. 
  • на довольную узкую нишу услуг класса «люкс» стали заходить новые участники, и необходимо было создать конкурентное преимущество.

Какой способ масштабирования выбрали

Среди нескольких способов масштабирования чаще всего используют горизонтальный и вертикальный.

Вертикальный можно поделить еще на два вида.

Работа с поставщиком, например, выход на прямую закупку расходных материалов у производителя минуя посредника. Мы это сделали: сократили цепочку посредников до минимума.

Работа с покупателем, например, расширение ассортимента товаров или услуг. C первого дня работы клиники мы предлагаем покупателям серию средств по уходу за зубами, ирригаторы и другие девайсы. Так покупатели могут продолжать ухаживать за зубами и полостью рта дома. 

Поэтому для дальнейшего развития выбрали новый для нас способ – горизонтальный, то есть клонирование уже существующей бизнес-модели. Это можно делать и путём открытия новой точки, и путём запуска франшизы. Такие идеи рождались, но сомневались, сможем ли обеспечивать высокое качество в таких форматах.

Предприниматель решает, какой формат масштабирования выбрать

Приняли решение расширить спектр услуг – добавить к стоматологическим услугам косметологические. 

Тесная связь этих двух направлений в медицине дает возможность докторам в рамках одной клиники работать вместе и направлять пациентов к нужному специалисту, чтобы быстро и эффективно решить эстетические проблемы. Так, невозможно исправить «поплывший» овал лица  или выраженные носогубные складки без коррекции прикуса. 

Горизонтальное масштабирование позволило нам прийти к следующему результату:

  • сохранить атмосферу камерности, бутика, присущую классу «люкс»;
  • увеличить показатели CRR (Customer Retention Rate) — долю клиентов, которые продолжают пользоваться товарами и услугами компании в течение определенного периода. То есть, делают выбор в пользу именно нашей клиники снова и снова;
  • обеспечить заполняемость расписания на 95% без масштабного рекламного бюджета;
  • повысить выручку на 40% сохранив показатели  рентабельности;
  • создать уникальное предложение на рынке;
  • увеличить лояльность и доверие клиентов благодаря комплексному подходу в лечении, где каждую процедуру предваряет диагностика.

Пути, инструменты и ресурсы

Отлаженная бизнес-модель – это основа успеха горизонтального масштабирования. Прежде чем дублировать все процессы нужно убедиться, что они отлажены идеально и работают без сбоев.  

К моменту реализации идеи у нас уже имелись проверенные наработки. 

  • Система организации стоматологического отделения, которая включала: всестороннюю диагностику, составление плана лечения, отработанные стандарты сервиса. Этот же подход мы применили при запуске косметологического отделения.
  • Наличие лояльной клиентской базы, опытный административный персонал и репутация хорошего работодателя помогли значительно сэкономить время и ресурсы.
  • Реорганизация, которую мы провели за несколько лет до этого, уже сняла традиционную для стоматологических клиник ассоциацию с местом боли и страданий. Изменения были глобальными: дизайн интерьера, качество сервиса, протоколы приема, нацеленность на долгосрочный результат лечения. Во внимание принимали даже такие незначительные детали, как жужжание бормашины, больничные запахи, пугающие фото все стрессовые факторы устранили максимально. 
Частная стоматологическая клиника может выглядеть так

Подводные камни расширения спектра услуг 

Даже самая просчитанная бизнес-идея может принести сюрпризы, и это нормально. Мы столкнулись с двумя неожиданными ситуациями, которые стали препятствием, но не глухим барьером для масштабирования.

  • Первоначальные запросы пациентов на практике не подтвердились.

В период проработки идеи провели опрос пациентов, чтобы узнать, поддерживают ли они инициативу, какие дополнительные услуги хотели бы получить, на какие процедуры охотно бы записались. Однако ответы имели мало связи с реальностью.

Часть процедур, набравших большинство голосов, были не востребованы. Уже через полгода мы срочно продали часть оказавшегося ненужным оборудования. 

  • Комплексный подход поначалу оказался слишком сложным для пациентов.

В то время в медицине, в стоматологии и косметологии в большей степени, царил принцип «по обращаемости». То есть пациенту предлагали лечить то, на что он жаловался в моменте, без выяснения причин и последствий. Клиентам было сложно поначалу привыкнуть, что доктор, прежде чем вводить косметологический препарат, отправляет сдать анализы или проконсультироваться с эндокринологом. Но мы переждали период адаптации и получили запись на курсы процедур на несколько месяцев вперед.

Последнее убедило нас в том, что клиент может быть не всегда прав – иногда прав именно бизнес, а клиенту просто нужно дать время, чтобы оценить твою услугу по достоинству. Как мы любим повторять – клиента нужно воспитать, помочь понять, в чем он действительно нуждается. 

В бизнесе важны постоянные изменения и развитие

На пороге новых изменений

С 2020 года ситуация в области косметологии стремительно меняется. Рынок перенасыщен разного рода предложениями. Серьезную и неконтролируемую конкуренцию теперь составляет так называемый арендный полулегальный бизнес.

Пик точки Б (в данном случае – эффективная стабильная работа стоматологии в связке с новым косметологическим отделением) для нас пройден, и следует существенно менять концепцию. Мы как раз находимся в процессе выработки новой стратегии масштабирования.

Вывели ряд инсайтов, которые помогают скорректировать дальнейшие планы:

  • любое, даже очень результативное решение имеет свой ресурс, то есть ограничено во времени / аудиторией / трендом и т.д. Важно быть готовыми к конечности любого начинания и необходимости всегда генерировать новые;
  • нужно опередить время, чтобы оторваться от конкурентов;
  • если бизнес зависит от людей, то нужно сделать так, чтобы люди были связаны с бизнесом. Например, мы предлагаем врачам оплату с зависимостью от финансовых показателей клиники или статус партнера клиники.

Коротко о горизонтальном масштабировании

  • Масштабировать бизнес стоит, если вы вышли на уверенное плато или чувствуете, что без этого шага бизнесу не выстоять среди конкурентов.
  • Прежде чем дублировать бизнес-модель, нужно настроить все процессы и работать без сбоев хотя бы шесть месяцев.
  • Даже в самой продуманной схеме масштабирования могут возникнуть неожиданные ситуации – важно верить в то, что вы делаете, и не сдаваться преждевременно.

Аутсорсинг VS собственное производство одежды: опыт бренда кроссовок

Один способ позволяет отслеживать каждую деталь изделия, другой – сфокусироваться на брендинге и маркетинге. Разбираемся в плюсах и минусах каждого варианта и выбираем оптимальный для старта бизнеса.
Read More

Как сократить затраты на инфраструктуру в два раза: опыт ИТ-компании Ctrl2GO

Рассказываем, как помогли российскому разработчику систем аналитики мигрировать в частное облако и сократить затраты на аутсорсинговые услуги. (далее…)
Read More

Каким должен быть сайт-визитка для эксперта

Рассказываем, как создать сайт-визитку и какой должна быть структура. Внутри — инструкция, которая поможет предпринимателям.
Read More

Как продвигать бизнес с помощью геосервисов

Онлайн-карты — хорошая площадка для привлечения аудитории в бизнес. Рассказываем об инструментах продвижения в геосервисах.
Read More

Как открыть своё digital-агентство

Можно стартовать с багажом знаний из найма или практически без опыта. Рассказываем, что нужно делать: от проработки идеи и миссии до поиска первых клиентов и сотрудников.
Read More

Что такое Data Science и кто такой Data Scientist

Что такое наука о данных, чем занимается Data Scientist и можно ли обучиться этой специальности с нуля – об этом...
Read More

Как и зачем малому бизнесу работать с НКО

Начинающим компаниям в сфере IT, дизайна, PR и маркетинга, бухгалтерских и аудиторских услуг НКО могут быть очень полезны как клиенты. Раскрываем все нюансы такого сотрудничества: от выбора партнёра до менеджмента проекта и финансовых отношений.
Read More

K8s для начинающих

В современном мире применение контейнеризации стало неотъемлемой частью процесса разработки и тестирования программного обеспечения. Контейнеры позволяют разработчикам упаковывать приложения вместе...
Read More

Как открыть ИП

Статус ИП — удобный «средний» вариант для старта бизнеса. Рассказываем, как открыть ИП, сколько времени и денег на это потребуется, на что обратить внимание.
Read More

Что такое конверсия и как ее рассчитать

Конверсия помогает бизнесу увидеть рост и оценить успешность рекламной кампании. Какие виды бывают, почему конверсия может быть низкой и как ее повысить — в нашем материале.
Read More