Как составить резюме маркетолога, чтобы оно работало на вас
Маркетолог — в топе самых востребованных профессий в 2023 году. Конкуренция на эту должность даже в небольших компаниях высокая, а профессионализм и опыт не гарантируют, что соискатель быстро найдет работу. В статье поделились советами, как грамотно составить резюме маркетолога, чтобы выделиться на фоне других кандидатов и найти профессию мечты.
Переупакуйте резюме маркетолога под вакансию
Маркетолог-аналитик, Product Manager, Event Manager, бренд-менеджер, SMM, email- и интернет-маркетолог — это все специальности одного направления. Для каждой из них нужны свои навыки, поэтому определитесь, на какую конкретно должность маркетолога вы хотели бы претендовать. Под нее и стоит упаковывать резюме.
«Ничего страшного, если переименуете свою роль под вакансию, если задачи вы делаете такие же. Например, в трудовой книжке вы — «специалист рекламного отдела», а в вакансии стоит «маркетолог» – назовитесь маркетологом на текущем месте и в резюме.»
Ольга Гвылева, руководитель отдела подбора и адаптации персонала Рег.ру
Одна должность, на которую вы претендуете, — одно резюме.
Резюме должно соответствовать вакансии, поэтому, если планируете откликаться на несколько разных должностей сразу, составьте одно базовое резюме и меняйте его под интересующие предложения.
Адаптируйте опыт работы под вакансию
Любой опыт можно по-разному упаковать. Помните, что резюме — это не автобиография, а коммерческое предложение кандидата компании. Не стоит пытаться уместить в него всё, чем вы занимались. Вы могли быть многоруким многоногом на прошлом месте работы и трудиться один за троих, вот только не любой работодатель воспримет такой дилетантский подход положительно.
Потребности у всех работодателей тоже разные, поэтому в разных компаниях на двух одинаковых должностях может быть разный функционал.
«Изучите требования к кандидату и персонализируйте резюме под желаемую вакансию. Нужно оценить требования/задачи на роль и переупаковать свой опыт работы и обязанности под ожидания компании. Желательно в той же хронологии/приоритете, как описано в вакансии. Важно показать рекрутеру, как много общего есть у вашего опыта и их вакансии. Что в вакансии не требуется, а вы делаете/умеете — можно исключить или оставить вкратце в конце текущих обязанностей.»
Ольга Гвылева, руководитель отдела подбора и адаптации персонала Рег.ру
Опыт нужно адаптировать под желаемую должность. И вот как можно это сделать:
- Избавиться от лишней информации. Например, у Маши резюме специалиста по рекламе, но она претендует на должность бренд-менеджера — не все обязанности, которые она выполняла на прошлом месте работы, пригодятся на новом, поэтому писать их необязательно.
- Выделить главное. Теперь Маше нужно выделить тот опыт, который нужен в компании мечты. Например, во время работы она анализировала ЦА, составляла бренд-платформу и занималась аналитикой, а значит, знает Excel и умеет строить дашборды для визуализации результата — это будет полезно.
- Отметить для себя слабые места и подумать, как их можно обыграть. Например, вы претендуете на более высокую должность и вам не хватает управленческого опыта. Возможно, были какие-то проекты или мероприятия, за организацию которых вы отвечали от и до или у вас есть опыт менторства/наставничества. Покажите на их примере, что вы знаете, как применить свои знания для решения задач на новом месте.
Что делать, если нет опыта работы маркетологом
Когда опыт есть, все просто — нужно рассказать о нем и презентовать свои сильные стороны. Но соискателям без опыта работы не стоит отчаиваться — крупные компании часто нанимают новичков с минимальным опытом или без него, чтобы обучать их под конкретные бизнес-задачи.
Вот что можно сделать, если у вас нет опыта работы в маркетинге:
➤ Упаковать учебный опыт. Современные онлайн-курсы практико-ориентированы — если вы обучались онлайн, наверняка выполняли домашние задания и дипломный проект. Этот опыт можно оформить как кейс и рассказать о вашей роли и результатах, которые принесет ваше решение задачи. Практику в ВУЗе — тоже включите в список.
Обучение на онлайн-курсах можно указать в качестве последнего места работы, если релевантного опыта нет. Должностью будет название специальности, которую вы получали, а местом работы — организация, где проходили обучение.
➤ Получить опыт на биржах или фрилансе. Когда учебных кейсов недостаточно или их вовсе нет, можно взять несколько заказов на биржах — за них не заплатят много, но вы получите опыт и реальный кейс.
➤ Откликайтесь на стажировки. Стажировки могут быть оплачиваемые или неоплачиваемые, но в любом случае — это опыт и шанс получить работу в компании после обучения.
➤ Предложите бесплатно часть услуг для первого клиента. Например, бесплатную консультацию — это будет полезно, если у вас есть профиль на Яндекс Услугах или, например, на Авито (да, там иногда тоже можно найти заказ 😉).
➤ Заведите полезные знакомства. О силе нетворкинга говорят всё чаще — полезные знакомства могут принести не только опыт, но и работу в перспективе. Заведите профиль на LinkedIn, зафолловьте профили компаний, руководителей отделов и рекрутеров из этих компаний и попробуйте законнектиться — отправьте сопроводительное письмо, расскажите о себе.
Расскажите о достижениях
Сформулируйте результаты/достижения на последних местах работы в цифрах/процентах/сроках. Важно, чтобы они мэтчились с задачами в вакансии.
Ольга Гвылева, руководитель отдела подбора и адаптации персонала Рег.ру
Цифры всегда привлекают больше внимания, чем просто текст. Тем более любой сотрудник должен приносить пользу компании, измеримый результат, например, увеличить количество лидов на 15%, оптимизировав рекламные кампании.
Кандидата, который точно знает, какую пользу он принес и как масштабировать успешный опыт, будут ждать в любой фирме, поэтому научитесь рассказывать о достижениях с помощью метрик.
Расскажите о навыках и программах, которые знаете
Это могут быть любые жесткие и мягкие навыки, которыми вы обладаете, а также профессиональные программы, например, Яндекс Директ, Битрикс, Figma, Photoshop.
Добавляйте ключевые слова — они помогут продвинуть ваше резюме и выделят среди других кандидатов. Ключевые слова — не только про необходимые навыки в разделе на hh.ru, но и про требуемые в вакансии технологии, фреймворки, методы работы. Смело включайте их в текущие задачи, если имеете с ними дело. И не забудьте в резюме указать контакты для оперативной связи, например, телеграм-контакт.
Ольга Гвылева, руководитель отдела подбора и адаптации персонала Рег.ру
Все ключевые навыки маркетолога можно разделить на Soft и Hard skills, мягкие и жесткие навыки:
- Soft (мягкие, гибкие навыки) — умения, связанные с личными, а не профессиональными навыками. Они не характерны для какой-то одной должности, а подходят скорее для всех сразу. К ним относятся: критическое мышление, лидерские качества, способность организации, умение работать в команде, дисциплинированность, ответственность.
- Hard (жесткие навыки) — то, что необходимо для конкретной должности. Такие навыки зависят от умений, а не от личностных характеристик. Например, для фронтенд-разработчика это владение JavaScript, а для email-маркетолога — работа с сервисом для отправки рассылок, например, Sendsay.
Какими навыками должен обладать маркетолог
Для каждой вакансии будут свои hard skills. Выделяйте те, которыми вы точно владеете — эти знания могут проверить на собеседовании. Например, в резюме можно указать:
- сквозная аналитика,
- юнит-экономика,
- когортный анализ,
- SEO,
- A/B-тестирование,
- CRM,
- анализ данных,
- Яндекс Метрика,
- Яндекс Директ,
- Google Analytics,
- VK Реклама,
- Яндекс Вебмастер,
- анализ ЦА,
- бренд-платформа,
- маркетинговое стратегическое планирование.
Среди soft skills также стоит выделить личные качества, которые присущи именно вам — проанализируйте, как вы ведете себя в стрессовых ситуациях, способны ли вы брать инициативу на себя, имеете ли организаторские навыки. По сути, софты — это сильные стороны вашей личности, которые помогают добиваться целей.
Исходя из конкретной должности подходящими soft skills могут быть:
- креативность,
- коммуникабельность,
- умение работать в команде,
- навыки презентации,
- эмпатия.
Проверьте на ошибки
Резюме с ошибками может оттолкнуть потенциального работодателя, поэтому перед публикацией вычитайте его несколько раз. Пишите грамотно, а если сомневаетесь, проверьте текст в специальных сервисах, например, в Главреде.
Расширьте зону поиска
Если вы откликаетесь только на hh.ru, а результата нет, возможно, стоит перенести свое резюме и на другие платформы — это могут быть сервисы, телеграм-каналы, социальные сети и биржи труда. Например, разработчики ищут работу на Хабре, представители digital-сферы могут обратить внимание на Finder.vc или телеграм-каналы Норм работа, Удаленка без опыта, Работа в диджитал и медиа.
Пишите сопроводительные письма
Сопроводительное письмо — эти мини-презентация вас как специалиста. А еще оно показывает, что вы не просто откликаетесь на все вакансии подряд, а вдумчиво подходите к поиску работы. Качественное сопроводительное письмо поможет получить заветный оффер, даже если вам не хватает скиллов.
Признаки хорошего сопроводительного:
- 1 вакансия — 1 письмо: да, это трудозатратно, но под каждую вакансию лучше писать отдельное сопроводительное;
- 1000-1500 символов длиной — пожалейте время рекрутеров и не заставляйте их читать всю вашу биографию, постарайтесь уложить свои мысли в несколько предложений;
- отсутствие клише — избегайте штампов, они не помогут выделиться среди других кандидатов, но могут оттолкнуть потенциального работодателя;
- демонстрация навыков — заострите внимание на том, в чем вы разбираетесь лучше всего;
- связка с компанией — покажите, что вы хорошо разбираетесь в продуктах компании и знаете, как сделать их лучше.
Сопроводительное письмо должно подходить tone of voice компании (обратите внимание на стиль письма в вакансии). Подчеркните основные сходства вашего бэкграунда с требованиями вакансии, а не только ваш интерес и желание работать.
Ольга Гвылева, руководитель отдела подбора и адаптации персонала Рег.ру
Что еще написать в резюме
Резюме можно дополнить следующей информацией:
- Готовность к переезду. Если вы ищете работу в другом городе или планируете переезд, укажите это.
- Наличие разрешения на работу. Этот пункт для тех, кто планирует переехать в другую страну.
- Предпочтительный вид занятости. Возможно, вы хотите работать только удаленно и на part-time. Чтобы не тратить ваше и время рекрутеров, укажите это сразу.
- Образование. Расскажите, где вы учились и когда. Если проходили курсы повышения квалификации, это тоже следует отметить — работодатели заинтересованы в сотрудниках, которые продолжают развиваться.
- О себе. Этот раздел необязательный, но его тоже стоит заполнить — так вы подчеркнете свой профессиональный бэкграунд. Напишите, кто вас вдохновил стать маркетологом, какие книги вы читаете, какими кейсами восхищаетесь, посещаете ли профессиональные мероприятия, состоите ли в сообществах.
Дайте ссылку на портфолио
Идеальное резюме — это хорошо, но еще лучше, когда оно подкреплено качественным портфолио. В нем можно подробно раскрыть учебные или реальные проекты, рассказать о вашей роли в них, дать ссылки на заказчиков и подтвердить свою экспертность.
Портфолио может быть профилем в LinkedIn, страницей в соцсетях, Notion, папкой с документами в гугл-документах. Удобно в качестве портфолио оформлять сайт-визитку — это ваша личная площадка в интернете, с помощью которой можно заявить о себе, продемонстрировать навыки и искать клиентов. Кроме того, можно зарегистрировать имя и фамилию как доменное имя и развивать личный бренд — у нас в блоге есть подробная инструкция, как сделать сайт-визитку за 30 минут.
⌘⌘⌘
Не забудьте прикрепить к резюме фотографию — лучше, если это будет фото в анфас на темном или светлом фоне. Желаем вам успехов в поиске работы!