e
Бизнес-план — это база для старта любого дела. Он структурирует работу команды, четко регламентирует правила и цели, намечает стратегию развития. В плане нужно подробно расписать суть проекта, его возможности и необходимые вложения. Рассказываем, как это правильно сделать.
Бизнес-план — это подробное описание вашей идеи, способа ее монетизации и перспектив развития на определенный срок в будущем.
Правильно и ответственно составленный бизнес-план позволяет объективно посмотреть на идею со стороны: может ли она действительно приносить доход? Разумно ли вкладывать в нее время, деньги, силы?
Кроме того, бизнес-план — своеобразная дорожная карта развития. С ним будет понятно, с чего лучше начать, как получить прибыль, на каком этапе привлечь инвестиции.
Последние получить без плана в принципе практически невозможно: никто не хочет вкладываться в непродуманный проект и потерять деньги. Так, банки отказывают в кредитовании малому и среднему бизнесу в 50% случаев, среди основных причин – неясный возврат инвестиций и юридические риски. Эти моменты вы также должны просчитать в бизнес-плане, чтобы убедить банк – а также государство и/или инвестора – в состоятельности своего проекта.
Внутренний план – это документ «для себя», то есть собственника бизнеса и его команды. Обычно он содержит от 30 до 50 страниц, подробно описывает реальную ситуацию, сильные и слабые стороны проекта без прикрас.
Внешний бизнес-план нужен чтобы привлечь деньги. С ним идут к инвесторам, кредиторам, в банки и за государственными грантами. Внешний бизнес-план занимает максимум 10 страниц — ключевые цифры и идеи без лишних деталей.
На чем сфокусироваться во внешнем бизнес-плане:
Подготовка бизнес-плана по международным стандартам позволяет приблизить результат к профессиональному уровню, вместе с тем – упрощает процесс. Чаще всего в МСБ используют UNIDO – стандарт от Организации Объединенных Наций по промышленному развитию.
В него включают:
Есть и другие стандарты. В них можно заглянуть для сравнения: какой-то из них будет требовать более тщательного финансового анализа, другой — подробной маркетинговой стратегии.
Выбирайте тот, который больше подходит вашим задачам.
Вернемся к UNIDO: бизнес-план по этому стандарту можно заполнить следующим образом.
Титульный лист
Укажите юридическую информацию, имена владельцев бизнеса и их роли в проекте, место регистрации, финансовые показатели и запрашиваемые инвестиции. Если только запускаете бизнес, укажите текущие и предстоящие затраты. Если вы на рынке давно, впишите данные по выручке за последние 2-3 года, валовую и чистую прибыль.
После титульного листа в Содержании перечислите разделы плана.
Описание идеи и продукта
Детально опишите предложение:
Расскажите о перспективах проекта: на каком этапе разработки находится, кто принимает участие, как будет развиваться.
Анализ отрасли
В этот раздел внесите результаты исследования рынка:
На основе этого сделайте вывод, на какую долю рынка претендуете.
Маркетинговый план
Подробно объясните, для кого ваш продукт. Здесь нужен примерный портрет клиента: социально-демографические характеристики (пол, возраст, профессия, образование, география), хобби, платежеспособность, способ получения информации.
На основе данных разработайте стратегию продвижения товара.
Укажите:
В последний пункт должны войти все подходящие для вашего бизнеса способы продвижения: реклама (платное продвижение в соцсетях, СМИ, на наружных носителях, по электронной почте), PR (создание информационных поводов, благодаря которым о вас заговорят бесплатно), маркетинговые ходы (акции, скидки и прочие).
Организационный раздел
Сюда внесите все, что связано с производством и продажей:
Распишите, сколько товаров планируете производить в первые месяцы, добавьте расчет закупки сырья.
Финансовый раздел
Рассчитайте затраты на всю производственную цепочку: от аренды помещения и закупки оборудования до инвестиций в маркетинг.
Укажите:
Гарантии и риски
Попробуйте предугадать, что может выбить вас из колеи. Нужно объективно оценить разные ситуации и возможные потери.
Риски бывают:
Предусмотрите максимум возможных вариантов развития событий и пропишите пути возврата вложенных средств. Так и у вас, и у потенциальных инвесторов будет уверенность, что вы справитесь с любой ситуацией.
Приложения
Внесите копии всех документов:
Составляя первый бизнес-план, легко запутаться или увлечься.
Чем обычно грешат предприниматели и как этого не допустить:
Бизнес-план — сложный документ со множеством нюансов, каждый из них может повлиять на развитие вашего дела или стать решающим для инвестора.
Справиться с задачей и не упустить важные детали будет проще, если использовать онлайн-конструкторы или другие специальные программы для написания бизнес-планов.
Так, онлайн-сервисы вроде «БиПлан», Business-planner, «Агрегатор бизнес-планов» дают готовые шаблоны. Важно брать их с умом и дорабатывать под себя, потому как только владелец знает преимущества и недостатки, перспективы и риски своего дела.
Крупные корпорации и те, кто запускают проект в новой для себя сфере, пользуются помощью специализированных компаний и финансовых консультантов. Стоимость такой услуги — от 30 тысяч рублей. Но и в случае привлечения профессионала лучше не отпускать процесс полностью, а работать над планом вместе с ним.
Хорошие новости – сделав однажды грамотный и подробный бизнес-план вы получите собственный шаблон, который сможете использовать в дальнейшем сколько угодно раз.
А еще бизнес-план – живой документ, который можно и нужно пересматривать и обновлять в зависимости от того, как меняется внешняя среда или развивается ваше дело.
⌘⌘⌘
Один способ позволяет отслеживать каждую деталь изделия, другой – сфокусироваться на брендинге и маркетинге. Разбираемся…
Рассказываем, как помогли российскому разработчику систем аналитики мигрировать в частное облако и сократить затраты на…
Рассказываем, как создать сайт-визитку и какой должна быть структура. Внутри — инструкция, которая поможет предпринимателям.
Онлайн-карты — хорошая площадка для привлечения аудитории в бизнес. Рассказываем об инструментах продвижения в геосервисах.
Можно стартовать с багажом знаний из найма или практически без опыта. Рассказываем, что нужно делать:…
Что такое наука о данных, чем занимается Data Scientist и можно ли обучиться этой специальности…