e
Успех любого проекта зависит от грамотной командной работы. Как ее выстроить в IT-отделе, зачем «измерять температуру» в коллективе и как правильно давать обратную связь, поделились в статье.
За основу статьи мы взяли вебинар от REG.RU — его провела руководитель отдела тестирования REG.RU Ксения Бычкова. Посмотреть видео можно на канале REG.Channel.
Начнем с азов!
Команда — группа людей от 3 человек, объединенных общими целью, мотивами и идеалами. В команде каждый участник должен понимать свою роль и значимость. Чтобы отдел работал эффективно, должны соблюдаться принципы:
◆ единая цель — она должна быть известна всем и одинаково цениться каждым участником;
◆ взаимодополняющие навыки — каждый сотрудник должен разбираться в конкретной сфере и иметь свой навык, который получается у него лучше всего, действия участников не дублируются и не противоречат друг другу;
◆ строгие требования к продуктивности — в команде должны быть определены время, которое отводится на работу и отдых, а также сроки выполнения для каждого типа задачи;
◆ взаимоответственность — каждый из членов команды должен понимать свою ответственность за результат и стремиться показать его на высоком уровне;
◆ небольшое количество людей, не более 10 человек — если в отделе больше сотрудников, его необходимо разбить на части, подотделы, каждый из которых будет отвечать за свое направление;
◆ общее инфополе — после выполнения сложных задач участники должны обсуждать успехи и сложности, а задача руководителя — дать конструктивный фидбек.
Разработка IT-продукта — трудозатратный и длительный процесс, поэтому в команде каждому сотруднику отведена конкретная роль. Основные процессы и роли:
Взаимодействие сложно и многие выделяют кросс-функциональные команды в крупных компаниях — по одному человеку от каждой команды.
В любой IT-команде нужно соблюдать баланс soft и hard skills, чтобы все сотрудники оставались на одной волне.
Каждый участник должен четко понимать свою роль и задачи — их можно озвучить, например, во время дейли. Каждый сотрудник должен понимать, к кому обратиться, если возникли трудности, кто принимает решения, кто за какую часть проекта отвечает.
Дейли — ежедневные встречи/созвоны длительностью от 5 до 30 минут, где коротко обсуждают задачи и сложности.
Периодически роли нужно пересматривать — некоторые сотрудники «вырастают» из должности, другие уходят из команды, кому-то требуется обучение. Также это необходимо, чтобы убедиться, что члены команды не перегружены задачами.
Методологии — удобный инструмент для понимания рисков. Они помогают фиксировать время выполнения разных типов задач и вовремя исправлять слабые места. Позже результаты можно обсудить и выяснить, почему именно возникли трудности и как избежать их в будущем.
Коротко расскажем про самые популярные методологии:
Этой методологии более 70 лет, но она все еще популярна. Методология предполагает несколько этапов реализации проекта, идущих последовательно. Только когда закончен один этап, команда начинает работу над следующим. Waterfall относится к жестким способам управления, когда сроки строго определены.
Agile — это философия гибкого управления проектами. Она предполагает работу короткими итерациями. Поэтому Agile циклична, а не линейна. Планирование, проектирование, прототип, тестирование, обратная связь и релиз — составляющие одного спринта. После релиза спринт повторяется, так как в продукт вносят правки.
В семейство Agile входят методы Kanban и Scrum.
С этой японской методологией легко визуализировать процессы и видеть загруженность каждого сотрудника в команде. Система заключается в визуализации каждого этапа. Многие используют для этого доски — с ними удобно управлять потоком задач.
Еще один японский метод. Его идея в том, что над задачей работают команды, которые состоят из разнопрофильных специалистов. Процессом руководит scrum-мастер, или тимлид, а фронт работ состоит из спринтов. Главное руководство по Scrum — Scrum-гайд.
Хорошо, когда в команде есть правила и ритуалы, например:
Такие практики помогают сплотить коллектив, выявить боли членов команды и вовремя внедрить изменения.
Обратная связь от руководителя помогает членам команды понять, как они выполняют работу — что уже делают хорошо, а какие навыки стоит улучшить. Также обратная связь — способ показать, что труды специалиста ценны для компании. Или наоборот — что есть проблемы и нужно их решить. Обратную связь могут давать лидер, тимлид, HR и коллеги. При этом важно делать это грамотно.
Есть два вида обратной связи:
Температура — то же, что и климат. И ее нужно регулярно измерять:
— спрашивайте у сотрудников, всё ли хорошо;
— следите за загруженностью;
— принимайте меры, если сотрудники выражают недовольство — выясните причину и постарайтесь помочь.
Составьте чек-лист вопросов про удовлетворенность компанией, руководителем, задачами, карьерным ростом и зарплатой. В новом коллективе измерять температуру стоит раз в месяц, а в уже зрелом достаточно раз в квартал и реже. По результатам определите 3 зоны:
В зависимости от нахождения на шкале можно выработать стратегии для помощи сотруднику. Температура поможет выявить слабые места в компании и наладить процессы.
Конфликты рано или поздно случаются в любом коллективе. Частые причины:
Психолог К. Томас выделил 5 стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
В разных ситуациях каждая из стратегий имеет право на жизнь — здесь нужно действовать по ситуации. Но чаще всего в работе стоит стремиться к стратегии сотрудничества. Для этого придется научиться слушать коллег и быть готовым к диалогу.
Развитие — важный элемент бизнеса. Компании, которые инвестируют в сотрудников, в итоге получают повышение производительности — вложения в персонал улучшают показатели в среднем на 46%. Развивать профессиональный уровень сотрудников можно разными способами:
Делегирование — важный навык для любого руководителя. Он способствует развитию сотрудников и помогает лидеру разгрузиться, чтобы уделить больше внимания построению процессов, а не решению частных вопросов.
Переработки возможны, если ситуация действительно неординарная и команда не успевает закончить проект. В таком случае переработку можно оплатить дополнительно.
Однако регулярные переработки — это негативная практика. Согласно исследованию ВОЗ, переработки увеличивают на 42% риск болезней сердца, на 19% — возникновения инсульта. Кроме того, из-за регулярных задержек на работе сотрудники становятся менее работоспособными и быстрее выгорают.
⌘⌘⌘
Сотрудники — главный ресурс организации, поэтому важно правильно выстраивать коммуникацию в команде. Мотивированные работой и вдохновленные компанией сотрудники помогут ей развиваться, избежать проблем и выполнять проекты в срок.
А больше полезных вебинаров вы найдете на нашем Youtube-канале!
Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…
Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…
Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…
Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…
У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…
Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…