e
Полный список финансовых показателей, которые нужно учитывать при запуске и развитии бизнеса. С формулами, комментариями и понятными примерами расчета.
Бизнес — это всегда про риски. Только 4% предпринимателей удалось избежать кассовых разрывов в 2022 году. Никто не отменял и внешние факторы: можно потерять выручку из-за ошибок сотрудников, внезапного скачка валют или неграмотной работы с основными финансовыми показателями.
Для продуктивной жизни бизнеса важно постоянно отслеживать его экономику. С этим помогают финансовые показатели, считая которые вы верно оцените, к примеру, прибыль за ближайший период, расходы на амортизацию и развитие дела. Рассказываем про основные показатели на кейсе обычной кондитерской.
Первый показатель — выручка. Это та сумма, которую компания получит от продажи услуг или продуктов в конкретный отрезок времени. Проще говоря, ее оборот. Здесь есть уловка: выручка — не деньги на счету бизнеса. Разница между ними в том, что прибыль — это пункт «А», а выручка — «Б».
Например, клиент заказал в кондитерской торт и внес предоплату за него. Когда получатель забрал заказ и оплатил покупку полностью, у кондитера появляется выручка. Деньги, которые уже есть на счету кондитерской, но работа за них не выполнена, в выручку записать нельзя.
Скажем, кондитерская наберет заказы, получит 50 тысяч авансом, но не сможет выполнить обязательства: покупатель не примет товар и потребует вернуть аванс, кондитер заболеет и не успеет испечь торт или произойдет другой аврал. Тогда компании придется возвращать предоплату и, возможно, оплачивать штраф за неустойку, а это уже убытки и кассовый разрыв*.
Формула:
Выручка = Цена товара или услуги Х Количество проданных единиц
*Кассовый разрыв — временная нехватка денег для оплаты расходов компании. То есть ситуация, когда в кассе заканчиваются средства на выплаты зарплат, аренды, погашения кредита.
Ситуация: кондитерская начала приносить по 100 тысяч выручки в месяц. Денег много, и владелец забывает о переменных расходах, амортизации и расчете чистой прибыли. Он не внес предоплату за клининг, не отложил деньги на закупку упаковочных материалов, но вложился в промышленный миксер. В итоге качество теста выросло, но в кондитерской грязно, упаковок для продукции нет. Решить проблему не на что — касса опустошена.
То, что упустил из расчета владелец — это чистая прибыль, та сумма средств, которые остались у компании после уплаты налогов, заработной платы, закрытия кредитов, аренды и дополнительных расходов. Важно высчитывать ее не за неделю или месяц, а за отчетный период. Если не отслеживать этот показатель, можно оказаться в ситуации, когда, несмотря на большую сумму на счете, на практике бизнес будет нести убытки.
Сколько тортов нужно продавать, чтобы не закрыться в первый месяц?
Расходы делятся на два типа:
Все они показывают, сколько средств бизнес вкладывает в работу. К ним относятся: закупка товара, зарплата сотрудникам, аренда помещения, приобретение и содержание техники и прочее.
Операционные расходы анализируют регулярно — так легче ими управлять, оценивать и планировать работу компании. Например, в постоянные расходы кондитерской входят зарплата продавца и кондитера, клининг, оплата аренды помещения. Все вместе — 60% постоянных расходов. Остальные 40% — переменные, которые кондитерская тратит на сырье.
Допустим, заказов стало меньше, переменные расходы сократились, а зарплата и аренда остались. Если не следить за ситуацией, в один день платить сотрудникам будет нечем. Приоритет в подсчете можно отдать постоянным издержкам — от них некуда будет бежать. С помощью этих двух значений можно определить нижний предел расходов, которые точно должна будет отбивать прибыль, чтобы компания не влезла в долги (с высокими процентами и страшными последствиями).
Движение денежных средств или «кэшфлоу» — разница между поступлениями и расходами средств за определенное время. Это показывает, зарабатывает ли компания или только тратит. Кроме того, с помощью «кэшфлоу» можно прикинуть, сколько денег, в том числе свободных, у компании будет через месяц или полгода.
Чтобы проанализировать это, выпишите расходы и доходы в одну таблицу и постоянно обновляйте данные. Не будете следить –– наступит день, когда в фирме не останется денег, потому что расходы превысили заработок.
Как понять, что успех бизнеса — не простое везение, которое может и закончиться? Коэффициент рентабельности помогает понять окупаемость ресурсов и компании в целом — то есть, ее устойчивость. Показатель рассчитывается в виде числа или процента. Если итог ниже нуля, результат считается негативным.
Среди видов рентабельности:
Показатель рассчитывается в виде числа или процента. Если итог ниже нуля, результат считается негативным.
Ситуация, когда бизнес может себя обеспечивать, но прибыль не приносит. Точку безубыточности считают в деньгах или в единицах продукта. И в том, и в другом случае выясните, сколько нужно денег или товара для работы без убытков.
Формула:
Точка безубыточности = постоянные расходы / маржинальная рентабельность Х 100
В случае с нашей кондитерской показатель составит 50 тысяч рублей — именно столько нужно фирме, чтобы обеспечивать себя ежемесячно. Для расчета в единицах продукта поделим точку безубыточности на стоимость единицы продукта: 50 тысяч рублей на 3000 (стоимость торта), и получаем 16,6 тортов.
Иначе этот показатель называется средней стоимостью заказа. Чтобы рассчитать, поделите выручку на количество совершенных покупок. Если выручка кондитерской составила 200 тысяч рублей, а число проданных товаров — 2000, то средний чек равен 100 рублям.
Этот показатель может меняться, и это не всегда хорошо. Допустим, средний чек кондитерской упал до 50 — это значит, что сократилась выручка предприятия. Когда средний чек растет, нужно внимательно проанализировать причины: либо у компании стали больше покупать, что радует, либо компания просто увеличила цену на продукт и стоит ждать оттока клиентов.
Это сумма долгов, которые юридические и/или физические лица должны бизнесу. Например, кондитерская испекла торт на заказ, но деньги на счет покупатель еще не перевел — это дебиторская задолженность. Показатель важно отслеживать, чтобы понимать реальное состояние счетов компании.
Высокая задолженность — не хорошо и не плохо. С одной стороны, если компании многие должны, это говорит о ее популярности. С другой стороны, долги означают отсутствие у вас денег.
Не всегда понятно, насколько рентабельна текущая стратегия. Чтобы открыть вторую локацию, в кондитерскую хотят привлечь инвестора. Если это не финансирование в дар от знакомого, инвестор может запросить подтверждение вашей рентабельности. Так и масштабирование может потребовать от владельцев расчета рентабельности компании.
С этим помогает EBIDTA (Earning Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — показатель прибыли без учета налогов, кредитов и амортизации. Она показывает, достаточна ли прибыль компании, чтобы обслуживать свои долги.
Формула:
EBITDA = прибыль до налогообложения + расходы по процентам + расходы на амортизацию
Если вы хотите привлекать инвесторов в свой бизнес, этот показатель должен быть выше нуля. Если он отрицательный, анализируйте расходы и ищите способ увеличения дохода.
Хороший показатель EBIDTA — положительный. Такой результат показывает, что компания способна зарабатывать достаточно, чтобы покрывать свои операционные расходы, кредиты и налоги. Заметим, что для комплексной оценки компании одного EBITDA недостаточно, поэтому показатель часто анализируют вместе с коэффициентом рентабельности по EBITDA.
Формула:
EBITDA / Выручка Х 100%
Если за взятый период кондитерская получила выручку в 500 тыс, потратила 450 на операционные расходы и забрала прибыль в 50 тысяч, не имея кредитов и ставки инвесторов, ее показателем рентабельности будут целые 10% — вполне феноменальное, но достижимое значение. Хотя вряд ли такой бизнес обойдется без кредита на хорошую кофемашину, посудомойку или тот же промышленный миксер.
Те траты, которые не входят в операционные расходы. К ним относятся налоги, кредиты и амортизация. При подсчете ориентируйтесь на три правила:
Помните, что список финансовых показателей, за которыми нужно следить, зависит от специфики бизнеса. Чтобы определить важные показатели, выясните, что влияет на прибыль (акции, маркетинг), ежемесячно учитывайте операционные расходы и выручку. Для дополнительной страховки обратите внимание на точку безубыточности. Не стремитесь просчитать все показатели: если вы только запускаете дело, смотреть на рентабельность еще рано.
Бизнес — это всегда про деньги, поэтому важен регулярный контроль доходов и расходов. Если первый показатель выше, компания имеет шансы успешно закрепиться на рынке. Чтобы дело стабильно развивалось, было застраховано от многих рисков и регулярно оплачивало работу сотрудников, всегда следите за описанными в гайде показателями.
Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…
Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…
Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…
Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…
У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…
Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…