e Какие показатели нужно отслеживать новому бизнесу? 10 главных метрик – Блог Рег.ру
Категории Инструкции

Какие показатели нужно отслеживать новому бизнесу? 10 главных метрик

Полный список финансовых показателей, которые нужно учитывать при запуске и развитии бизнеса. С формулами, комментариями и понятными примерами расчета.

Бизнес — это всегда про риски. Только 4% предпринимателей удалось избежать кассовых разрывов в 2022 году. Никто не отменял и внешние факторы: можно потерять выручку из-за ошибок сотрудников, внезапного скачка валют или неграмотной работы с основными финансовыми показателями. 

Для продуктивной жизни бизнеса важно постоянно отслеживать его экономику. С этим помогают финансовые показатели, считая которые вы верно оцените, к примеру, прибыль за ближайший период, расходы на амортизацию и развитие дела. Рассказываем про основные показатели на кейсе обычной кондитерской.

Выручка: считаем риски

Первый показатель — выручка. Это та сумма, которую компания получит от продажи услуг или продуктов в конкретный отрезок времени. Проще говоря, ее оборот. Здесь есть уловка: выручка — не деньги на счету бизнеса. Разница между ними в том, что прибыль — это пункт «А», а выручка — «Б».

Например, клиент заказал в кондитерской торт и внес предоплату за него. Когда получатель забрал заказ и оплатил покупку полностью, у кондитера появляется выручка. Деньги, которые уже есть на счету кондитерской, но работа за них не выполнена, в выручку записать нельзя. 

Скажем, кондитерская наберет заказы, получит 50 тысяч авансом, но не сможет выполнить обязательства: покупатель не примет товар и потребует вернуть аванс, кондитер заболеет и не успеет испечь торт или произойдет другой аврал. Тогда компании придется возвращать предоплату и, возможно, оплачивать штраф за неустойку, а это уже убытки и кассовый разрыв*.

Формула: 

Выручка = Цена товара или услуги Х Количество проданных единиц

*Кассовый разрыв — временная нехватка денег для оплаты расходов компании. То есть ситуация, когда в кассе заканчиваются средства на выплаты зарплат, аренды, погашения кредита.

Чистая прибыль

Ситуация: кондитерская начала приносить по 100 тысяч выручки в месяц. Денег много, и владелец забывает о переменных расходах, амортизации и расчете чистой прибыли. Он не внес предоплату за клининг, не отложил деньги на закупку упаковочных материалов, но вложился в промышленный миксер. В итоге качество теста выросло, но в кондитерской грязно, упаковок для продукции нет. Решить проблему не на что — касса опустошена.

То, что упустил из расчета владелец — это чистая прибыль, та сумма средств, которые остались у компании после уплаты налогов, заработной платы, закрытия кредитов, аренды и дополнительных расходов. Важно высчитывать ее не за неделю или месяц, а за отчетный период. Если не отслеживать этот показатель, можно оказаться в ситуации, когда, несмотря на большую сумму на счете, на практике бизнес будет нести убытки.

Операционные расходы

Сколько тортов нужно продавать, чтобы не закрыться в первый месяц? 

Расходы делятся на два типа:

  1. Переменные — меняются вместе с выручкой. Например, в марте кондитерская испекла 30 тортов, потратив 30 тысяч рублей на ингредиенты и доставку. Если в апреле нужно приготовить 60 тортов, придется потратить уже 60 тысяч рублей. Таким образом переменные расходы = сумма затрат на сырье, логистику, расходные материалы. Больше продукции — больше расходов.
  2. Постоянные — затраты компании вне зависимости от выручки. Например, аренда помещения, оплата уборщицы и охраны, абонентская плата за интернет. Чтобы их вычислить, сложите все обязательные месячные платежи. Постоянные расходы не меняются, сколько бы компания ни реализовывала продуктов и ни зарабатывала.

Все они показывают, сколько средств бизнес вкладывает в работу. К ним относятся: закупка товара, зарплата сотрудникам, аренда помещения, приобретение и содержание техники и прочее.

Операционные расходы анализируют регулярно — так легче ими управлять, оценивать и планировать работу компании. Например, в постоянные расходы кондитерской входят зарплата продавца и кондитера, клининг, оплата аренды помещения. Все вместе — 60% постоянных расходов. Остальные 40% — переменные, которые кондитерская тратит на сырье. 

Допустим, заказов стало меньше, переменные расходы сократились, а зарплата и аренда остались. Если не следить за ситуацией, в один день платить сотрудникам будет нечем. Приоритет в подсчете можно отдать постоянным издержкам — от них некуда будет бежать. С помощью этих двух значений можно определить нижний предел расходов, которые точно должна будет отбивать прибыль, чтобы компания не влезла в долги (с высокими процентами и страшными последствиями).

Денежный поток

Движение денежных средств или «кэшфлоу» — разница между поступлениями и расходами средств за определенное время. Это показывает, зарабатывает ли компания или только тратит. Кроме того, с помощью «кэшфлоу» можно прикинуть, сколько денег, в том числе свободных, у компании будет через месяц или полгода.

Чтобы проанализировать это, выпишите расходы и доходы в одну таблицу и постоянно обновляйте данные. Не будете следить –– наступит день, когда в фирме не останется денег, потому что расходы превысили заработок.

Рентабельность. Сколько стоит ваш бизнес

Как понять, что успех бизнеса — не простое везение, которое может и закончиться? Коэффициент рентабельности помогает понять окупаемость ресурсов и компании в целом — то есть, ее устойчивость. Показатель рассчитывается в виде числа или процента. Если итог ниже нуля, результат считается негативным.

Среди видов рентабельности:

  • Маржинальная — выручка минус переменные расходы. Если продать 30 тортов по 3 тысячи за штуку, выручка выйдет в 90 тысяч. При переменных расходах в 30 тысяч маржинальная прибыль составит 60 тысяч рублей.
  • Операционная — выручка минус постоянные и переменные расходы. Допустим, в месяц кондитерская тратит 30 тысяч на зарплату повара и продавца. Тогда операционная рентабельность — 30 тысяч рублей (90 тысяч выручки минус 30 тысяч переменных расходов минус 30 тысяч ежемесячных расходов на зарплаты).
  • Рентабельность по чистой прибыли — делим последнюю на выручку. Допустим, чистая прибыль владельца кондитерской — 30 тысяч рублей в месяц. Делим эту сумму на выручку, получаем 0,33. Заметим, что сам по себе показатель ничего не даст — его нужно отслеживать в динамике и стараться работать так, чтобы он неуклонно рос.

Показатель рассчитывается в виде числа или процента. Если итог ниже нуля, результат считается негативным.

Точка безубыточности

Ситуация, когда бизнес может себя обеспечивать, но прибыль не приносит. Точку безубыточности считают в деньгах или в единицах продукта. И в том, и в другом случае выясните, сколько нужно денег или товара для работы без убытков.

Формула:

Точка безубыточности = постоянные расходы / маржинальная рентабельность Х 100

 

В случае с нашей кондитерской показатель составит 50 тысяч рублей — именно столько нужно фирме, чтобы обеспечивать себя ежемесячно. Для расчета в единицах продукта поделим точку безубыточности на стоимость единицы продукта: 50 тысяч рублей на 3000 (стоимость торта), и получаем 16,6 тортов.

Средний чек

Иначе этот показатель называется средней стоимостью заказа. Чтобы рассчитать, поделите выручку на количество совершенных покупок. Если выручка кондитерской составила 200 тысяч рублей, а число проданных товаров — 2000, то средний чек равен 100 рублям.

Этот показатель может меняться, и это не всегда хорошо. Допустим, средний чек кондитерской упал до 50 — это значит, что сократилась выручка предприятия. Когда средний чек растет, нужно внимательно проанализировать причины: либо у компании стали больше покупать, что радует, либо компания просто увеличила цену на продукт и стоит ждать оттока клиентов.

Количество дебиторской задолженности

Это сумма долгов, которые юридические и/или физические лица должны бизнесу. Например, кондитерская испекла торт на заказ, но деньги на счет покупатель еще не перевел — это дебиторская задолженность. Показатель важно отслеживать, чтобы понимать реальное состояние счетов компании.

Высокая задолженность — не хорошо и не плохо. С одной стороны, если компании многие должны, это говорит о ее популярности. С другой стороны, долги означают отсутствие у вас денег.

EBITDA

Не всегда понятно, насколько рентабельна текущая стратегия. Чтобы открыть вторую локацию, в кондитерскую хотят привлечь инвестора. Если это не финансирование в дар от знакомого, инвестор может запросить подтверждение вашей рентабельности. Так и масштабирование может потребовать от владельцев расчета рентабельности компании.

С этим помогает EBIDTA (Earning Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — показатель прибыли без учета налогов, кредитов и амортизации. Она показывает, достаточна ли прибыль компании, чтобы обслуживать свои долги.

Формула:

EBITDA = прибыль до налогообложения + расходы по процентам + расходы на амортизацию 

Если вы хотите привлекать инвесторов в свой бизнес, этот показатель должен быть выше нуля. Если он отрицательный, анализируйте расходы и ищите способ увеличения дохода.

Хороший показатель EBIDTA — положительный. Такой результат показывает, что компания способна зарабатывать достаточно, чтобы покрывать свои операционные расходы, кредиты и налоги. Заметим, что для комплексной оценки компании одного EBITDA недостаточно, поэтому показатель часто анализируют вместе с коэффициентом рентабельности по EBITDA. 

Формула: 

EBITDA / Выручка Х 100%

Если за взятый период кондитерская получила выручку в 500 тыс, потратила 450 на операционные расходы и забрала прибыль в 50 тысяч, не имея кредитов и ставки инвесторов, ее показателем рентабельности будут целые 10% — вполне феноменальное, но достижимое значение. Хотя вряд ли такой бизнес обойдется без кредита на хорошую кофемашину, посудомойку или тот же промышленный миксер. 

Прочие расходы. Что еще важно учесть

Те траты, которые не входят в операционные расходы. К ним относятся налоги, кредиты и амортизация. При подсчете ориентируйтесь на три правила:

  • Учитывайте только налоги, которые платит компания как юридическое лицо. Те, которые фирма оплачивает за сотрудников, в том числе социальные взносы, входят в блок операционных расходов.
  • При расчете кредита считать ежемесячный платеж не нужно — только процент по займу.
  • Зная амортизацию, можно прогнозировать расходы на дорогое оборудование и другие материальные вложения. Например, кондитерская приобрела новый дорогой холодильник для сырья. Но учитывать эту трату как расход конкретного месяца неправильно, ведь фирма планирует этим пользоваться несколько лет. Поэтому сумму нужно равномерно поделить на срок эксплуатации предмета. Амортизация тоже помогает спрогнозировать, когда техника выйдет из строя и планировать будущие траты.

Помните, что список финансовых показателей, за которыми нужно следить, зависит от специфики бизнеса. Чтобы определить важные показатели, выясните, что влияет на прибыль (акции, маркетинг), ежемесячно учитывайте операционные расходы и выручку. Для дополнительной страховки обратите внимание на точку безубыточности. Не стремитесь просчитать все показатели: если вы только запускаете дело, смотреть на рентабельность еще рано.

Чек-лист для правильной финансовой оценки компании

  • Узнайте стоимость привлечения покупателя: поделите затраты этого процесса (реклама, скидки) на количество новых клиентов за определенный срок. Обычно это анализируют вместе с LTV — пожизненной ценностью клиента, то есть прибылью от него. Так вы узнаете число самых лояльных заказчиков, поймете их поведение при покупках, сможете эффективнее их удерживать.
  • Не забывайте про показатель оттока клиентов, который отражает число ушедших покупателей. Для расчета нужно разделить их количество потерянных на общее число клиентов.
  • Рассчитайте коэффициент рентабельности инвестиций (ROI), чтобы понять выгодность проекта с учетом вложенных инвестиций. Эта оценка поможет грамотно распределить инвестиции и получить максимум выгоды. Рассчитывается по формуле: (Прибыль от инвестиций – Исходные инвестиции) / Исходные инвестиции * 100%.

Бизнес — это всегда про деньги, поэтому важен регулярный контроль доходов и расходов. Если первый показатель выше, компания имеет шансы успешно закрепиться на рынке. Чтобы дело стабильно развивалось, было застраховано от многих рисков и регулярно оплачивало работу сотрудников, всегда следите за описанными в гайде показателями.

Похожие публикации

УПД в бухгалтерии: когда один документ может заменить несколько

Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…

16 часов назад

Что такое роялти, как их рассчитать и кому они выгодны

Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…

2 дня назад

Франшиза: что это, как работает и стоит ли начинать такой бизнес

Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…

4 дня назад

Какие компании называют вендорами и как они работают

Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…

7 дней назад

Обособленное подразделение: как открывать и ставить на учет части компании

У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…

1 неделя назад

С какого возраста можно открыть ИП и как это правильно сделать

Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…

1 неделя назад