e
Коннектомика — область науки, изучающая работу мозга с помощью анализа и построения карты нейронных связей. Она помогает лучше понять сложную структуру нервной системы организма. Из этой статьи вы узнаете, как исследователи из Google AI и Института нейробиологии Макса Планка используют новый тип рекуррентной нейросети, которая на порядок повышает точность обработки данных коннектомики.
Чтобы разобраться в работе биологических нейронных сетей, необходимо визуализировать мозговую ткань в 3D с разрешением порядка нанометров. Обычно это делается с помощью электронных микроскопов. Затем полученные изображения анализируются для отслеживания нейритов и идентификации отдельных синаптических соединений.
Разрешение снимков очень высокое, из-за чего кубический миллиметр мозговой ткани может занимать более 1000 терабайт! Поэтому основная проблема составления карты мозга заключается не в получении данных коннектомики, а в автоматизации их интерпретации.
Отслеживание нейритов на снимках с электронного микроскопа — пример сегментации изображений. Современные алгоритмы, автоматизирующие этот процесс, разделяют задачу на два этапа. Сначала выполняется поиск границ между нейритами с помощью классификатора или детектора границ. Для этого используется информация об интенсивности вокселов. Затем вокселы, которые не разделены границей, группируются в отдельные сегменты посредством методов водораздела или разреза графа.
В 2015 году компания Google AI начала эксперименты с альтернативным подходом, который объединяет в себе эти два шага. Они добавили к входному классификатору ещё один канал с картой прогнозируемых объектов, что привело к созданию рекуррентной модели.
Алгоритм анализирует участок изображения и итеративно заполняет отдельные области с помощью свёрточной нейросети. Сеть прогнозирует, какие вокселы являются частью изначально обнаруженного сегмента. С 2015 года исследователи проделали огромную работу для того, чтобы применить этот подход к наборам данных коннектомики и тщательно оценить его точность. Реализация получила название “Flood-Filling Network” (FFN).
FFN имеет два входных канала: один для 3D-изображений, другой — для текущего состояния карты прогнозируемых объектов (Predicted Object Map, POM). POM использует вещественный диапазон значений от 0 до 1 и кодирует оценку принадлежности воксела к сегментируемому объекту. На каждой итерации данные POM обновляются для всех вокселов в текущем поле зрения нейросети, а затем снова отправляются на вход.
Перед началом сегментации нового объекта поле зрения сети центрируется на исходном элементе. Значение POM для него устанавливается равным 0.95, а для всех остальных вокселов — 0.05. Веса смещаются к 1 и 0, чтобы избежать переобучения.
После каждой итерации значения весов корректируются с помощью стохастического градиентного спуска с кросс-энтропийными (логистическими) потерями для всех вокселов. Порядок перемещений по сегментам при этом случайный.
В основе FFN лежит 19-слойная 3D-CNN (трёхмерная свёрточная нейросеть) со слоями без дополнения (SAME) — это значит, что для каждого слоя вход и выход имеют одинаковый размер. Во всех слоях используется функция активации ReLU, ядра 3x3x3 и карта признаков размером 32 (кроме последнего слоя). Последний слой выполняет свёртку по вокселам, объединяющую входные данные от всех карт признаков (размер ядра 1x1x1).
Обобщённый процесс сегментации состоит из трёх шагов:
Google AI совместно с учёными из Института когнитивистики и нейробиологии Общества Макса Планка разработали новую метрику точности, которую назвали «ожидаемая длина пробега» (Expected Run Length, ERL). Её название пришло из вопроса, на который исследователи искали ответ: «Как далеко можно проследить нейрон из произвольной заданной точки на трёхмерном изображении, прежде чем допустить ошибку?»
Эта метрика — частный пример средней наработки на отказ, но в этом случае измеряется длина пространства между ошибками, а не время. ERL связывает отслеживаемый путь с частотой отдельных ошибок, допущенных алгоритмом. Для исследователей это играет важную роль, поскольку конкретные числовые значения ERL могут указывать на биологически значимые величины, такие как средняя длина пути нейронов в разных частях нервной системы.
Исследователи применили метрику ERL в процессе обработки участка мозга зебровой амадины. Объём составляет 1 млн кубических микрон.
Учёные сегментировали каждый нейрон в небольшой части мозга зебровой амадины с помощью нейросети. Это действительно завораживает:
Работа FNN пока ещё требует дополнительного исправления ошибок вручную. Но автоматизация вносит существенный вклад: сотрудники Института Макса Планка теперь могут глубже изучать мозг певчих птиц. Это приблизит их к пониманию того, как именно зебровые амадины поют свои песни.
Компания Google AI собирается совершенствовать технологию реконструкции коннектомики, чтобы полностью автоматизировать этот процесс. Также она открыла исходный код нейросети и ПО для визуализации 3D-изображений с помощью WebGL.
А какие тайны мозга интересуют вас? Может, вы тоже хотите знать, почему поют птицы, или что говорит ваш кот? Делитесь интригующими вопросами в комментариях!
С оригинальными материалами можно ознакомиться в блоге Google AI и на сайте biorxiv.org.
Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…
Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…
Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…
У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…
Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…
Ежедневно по морю перевозят десятки, а то и сотни тысяч контейнеров с грузами. Чтобы партия…