e ЭЦП: как получить и перевыпустить цифровую подпись в 2024 году

Как продлить ЭЦП в 2024 году – самые простые способы

Электронная цифровая подпись сильно упрощает работу любой компании. С ней можно забыть о том, что документы нужно распечатывать и хранить огромные тома бухгалтерской отчетности в скоросшивателях. Как получать ЭЦП и как ее использовать, расскажем в этом материале. 

Что такое и как расшифровывается ЭЦП

ЭЦП ― это электронная цифровая подпись, аналог обычной подписи, которую человек ставит собственной рукой на документах. По сути, это код, зашифрованный криптографическим ключом, его можно использовать для оформления электронных документов. В официальных документах ее называют КЭП — квалифицированная электронная подпись. 

Хранится ЭЦП на особой флешке ― токене, его надо покупать в специализированной компании, аккредитованной российскими властями. На обычный носитель установить ЭЦП не получится. Токен выглядит как обычная флешка, но в него встроена криптографическая защита.

До сентября 2024 года в России специализированные компании выдавали сертификат юрлицам, чтобы сотрудник с его помощью мог подписывать документы компании. Сейчас ситуация изменилась: теперь электронные подписи получают физлица и отдельно руководитель компании, который выдает своим сотрудникам машиночитаемую доверенность (МЧД). С ней человек может подписывать документы от лица компании. 

ЭЦП гарантирует, что документ подписан именно тем человеком, который уполномочен на это, а сам документ не был изменен после подписания. ЭЦП используется в электронном документообороте, для безопасности платежей и при получении госуслуг. 

ЭЦП является неотъемлемой частью современной цифровой среды, обеспечивающей  безопасность, надежность и юридическую силу электронных документов. Если вы собираетесь «оцифровать» свою компанию в соответствии с современными трендами, то обратите внимание на сервисы для бизнеса от reg.ru, которые предлагают широкий инструментарий для компаний в сфере интернет-коммерции. 

Источник: Shutterstock. В России сертифицированы несколько производителей токенов для цифровых подписей, среди них Рутокен, JaCarta и ESMART

Срок действия электронной подписи 

Сроки действия ЭЦП зависят от ее типа:

  • 15 месяцев, в случае если руководитель компании получил ЭЦП в ФНС; 
  • 1 год, если физлицо получило ЭЦП в аккредитованном удостоверяющем центре. Этот срок действия имеют как личные электронные подписи, так и доверенности, которые выдает организация своим сотрудникам. 

Лучше всего продлевать свою ЭЦП до того, как срок ее действия истечет ― так получить подпись будет проще, а документооборот компании не остановится. 

Истек срок действия КЭП, что делать?

Когда срок действия ЭЦП истекает, надо получить новую. Если срок действия электронной подписи истек, то ее не выйдет перевыпустить ― придется получать еще раз. Для этого руководителю компании или физлицу надо будет совершить как минимум один визит в налоговую или аккредитованный удостоверяющий центр. Не обязательно покупать новый токен ― старым можно воспользоваться еще раз, если он исправен. 

Источник: Shutterstock. Если у вас возникнут какие-либо сложности, обращайтесь за помощью в УЦ, который выдал вам сертификат ключа

Куда обращаться за продлением электронной подписи

Для продления ЭЦП и получения новой есть три варианта: ФНС, банк или аккредитованный удостоверяющий центр. Если срок действия старой подписи еще не истек, то можно легко продлить ее через личный кабинет налогоплательщика, а если она уже недействительна, необходимо сходить в налоговую самостоятельно. Кстати, не обязательно для этого выбирать территориальное подразделение ведомства, где вы зарегистрированы, ― подойдет любой филиал.

Для получения новой электронной подписи во всех случаях понадобится один и тот же комплект документов: 

  • паспорт, 
  • СНИЛС, 
  • ИНН, 
  • токен от одной из аккредитованных российскими властями компаний. 
Источник: Shutterstock. Налоговая служба может предоставить информацию об аккредитованных центрах, где вы можете получить новый сертификат

Как продлить или перевыпустить ЭЦП: инструкция

Продление и перевыпуск электронной подписи ― это один и тот же процесс, в результате которого вы получаете новую ЭЦП. Сделать это можно тремя способами.

Через налоговую

Самый простой способ продлить ЭЦП ― воспользоваться сайтом ФНС. За 2 недели до окончания срока действия подписи налоговая пришлет вам уведомление, где будет сказано, когда нужно заменить ЭЦП. За эти 2 недели вы можете зайти на сайт ФНС в личный кабинет юрлица и там найти раздел «Заявления. Запросы» ― «Электронная подпись (КЭП)». Если вы ИП, то ищите в личном кабинете раздел «Услуги. Сервисы» ― «Перевыпуск сертификата ЭП».

Там вам понадобится заполнить данные и подписать заявление на перевыпуск своей ЭЦП. Не забудьте вставить токен в USB-порт компьютера, чтобы записать на него новую подпись.

Если у вас не было подписи до этого, то понадобится визит в налоговую. Там вы заполните заявление от руки, сдадите ксерокопии документов и получите новую ЭЦП на свой токен. 

Через аккредитованный удостоверяющий центр

Аккредитованный удостоверяющий центр также имеет право выдавать и обновлять ЭЦП. Когда вы получаете подпись впервые, понадобится сходить туда своими ногами. Список документов такой же, как и при посещении ФНС: паспорт, ИНН, СНИЛС и токен-флешка. Список центров можно посмотреть здесь.

Если вы уже получали подпись, то в некоторых АУЦ вы можете ее обновить удаленно. За месяц до окончания срока вы получите уведомление, после чего надо перейти на сайт аккредитованного центра и получить новую ЭЦП, предварительно заполнив заявление. 

Через банк

Получить и продлить ЭЦП также можно через отделения четырех банков: 

  • Сбербанк
  • Банк ВТБ (ПАО)
  • «Т-Банк»
  • «Промсвязьбанк»

Аналогично с предыдущим способом, тут нужно заполнить заявление, предъявить документы и скачать ЭЦП на свой токен. По времени это занимает один рабочий день. 

Главное

ЭЦП ― это аналог обычной подписи для оформления электронных документов, которые не надо распечатывать на бумаге. 

Сейчас в РФ ЭЦП получают физлица и отдельно руководитель ИП или ООО, который выдает своим сотрудникам машиночитаемую доверенность (МЧД). 

Срок действия ЭЦП зависит от ее типа:

  • 15 месяцев для руководителей компаний.
  • 1 год для физлиц и доверенностей от руководителя компании. 

Для продления электронной подписи или выдачи новой есть 3 варианта: ФНС, банк или аккредитованный удостоверяющий центр.

Для получения новой электронной подписи понадобится паспорт, СНИЛС, ИНН и токен от одной из аккредитованных российскими властями компаний. 

Андрей Лебедев 

Похожие публикации

УПД в бухгалтерии: когда один документ может заменить несколько

Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…

5 минут назад

Что такое роялти, как их рассчитать и кому они выгодны

Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…

24 часа назад

Франшиза: что это, как работает и стоит ли начинать такой бизнес

Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…

3 дня назад

Какие компании называют вендорами и как они работают

Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…

6 дней назад

Обособленное подразделение: как открывать и ставить на учет части компании

У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…

7 дней назад

С какого возраста можно открыть ИП и как это правильно сделать

Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…

1 неделя назад