Что такое комплаенс: как бизнесу управлять рисками и вовремя решать проблемы
Соответствие требованиям закона и отраслевым стандартам — это не только юридическая необходимость, но и решающий фактор успеха и репутации компании. Один из способов взять под контроль этот процесс — комплаенс. С точки зрения бизнес-инструментов, это целая система практик и решений, которые в итоге защищают компанию и ее владельцев от рисков и могут влиять на прибыль.
Что такое комплаенс
Комплаенс — это все, что делает компания, чтобы соответствовать нормам, будь то законы, стандарты отрасли или принятые в обществе представления о порядочности. Одна из основных задач комплаенса — выявить и устранить на ранней стадии любые потенциальные риски для бизнеса: от судебных претензий надзорных органов или контрагентов до репутационных потерь.
Сразу оговоримся, что это термин из корпоративного управления, и чаще всего о комплаенсе говорят люди из больших офисов. Но и обычному ИП важно знать, чего лучше не делать, чтобы не нарваться на штраф — особенно в условиях быстро меняющегося российского законодательства.
Комплаенс как система мер охватывает различные области. Это следование законам, а также соблюдение конкретных отраслевых или внутренних стандартов. В целом комплаенс можно разделить на два типа.
Корпоративный: относится к соблюдению корпоративных правил и положений, установленных компанией. Они могут варьироваться от кодексов поведения до внутренней политики и процедур, касающихся общения с контрагентами, госорганами, а также алгоритмы разрешения конфликтов.
Нормативный: бизнес работает в правовом поле и должен соблюдать множество правил, установленных внешними органами управления. Это налоговое, трудовое, финансовое, антимонопольное и антикоррупционное законодательство или положения о защите персональных данных.
Внедрение программы комплаенса, в зависимости от масштабов бизнеса, может быть трудоемким. Например, чтобы привести в соответствие с отраслевыми нормами и внутренними правилами все то, что делает организация, может потребоваться разработка дополнительных внутренних документов и инструкций, переобучение или консультирование сотрудников, а также внедрение отдельных IT и автоматизированных решений, например, для проверки контрагентов.
В крупных компаниях функции комплаенса чаще всего переданы отдельному департаменту, который возглавляет комплаенс-офицер. Передать эту задачу можно и на аутсорс, независимому консультанту.
Инструменты комплаенса обширны, а их набор зависит от масштабов бизнеса и конкретной отрасли. Но в любом случае это комплекс мер, а не соблюдение какого-то одного правила. Для оценки эффективности работы системы применяют комплаенс-контроль. Он может включать в себя регулярный мониторинг и внутренний аудит на предмет соответствия деятельности компании и ее сотрудников конкретным нормам.
Виды комплаенса
Области комплаенса, как правило, совпадают с основными направлениям права и законодательства. Так, выделяют несколько основных видов.
Антикоррупционный комплаенс — совокупность мер и процедур, принятых организацией для предотвращения и выявления нарушений, связанных с коррупцией и злоупотреблением влиянием, со стороны компании, ее руководства и сотрудников. Например, если мэр города разошлет своим подчиненным письмо с разъяснениями, чем подарок отличается от взятки, это можно назвать антикоррупционным комплаенсом.
Антимонопольный комплаенс — строится на предупреждении нарушения антимонопольного законодательства через систему корпоративного контроля. Например, закон запрещает писать на сайте магазина, что у него самые выгодные цены. Вовремя заметить и остановить такую инициативу рекламщиков важно, чтобы избежать претензий от антимонопольной службы.
Антиотмывочный комплаенс — затрагивает сферы, связанные с незаконным получением любых форм доходов и их легализацией. Так, банки активно следят за всеми операциями, которые проводят их клиенты, и если заметят подозрительные операции, остановят их для дальнейшего разбирательства, а то и вовсе заморозят счет.
Налоговый комплаенс — предполагает соблюдение налогового законодательства и правил путем предоставления корректных отчетов о доходах, расходах и других финансовых операциях в налоговую службу.
Кадровый комплаенс — означает соблюдение всех существующих законов о труде. Следить за тем, чтобы сотрудники использовали положенный им по закону отпуск, даже если сами они в него не рвутся, — часть кадрового комплаенса, ведь в случае проверки у трудовой инспекции наверняка возникнут подозрения, что работникам просто не позволяют отдыхать.
Но этот список не исчерпывающий. Например, существует финансовый или инвестиционный комплаенс, которые сосредоточены на рисках в этих областях. В целом, по мнению экспертов рынка, для определения областей комплаенса применим метод «от противного»: выяснить, что может лишить возможности заниматься бизнесом в дальнейшем и сконцентрироваться на минимизации риска по этому направлению.
Зачем нужен комплаенс
Корпоративные программы соответствия гарантируют потребителям и потенциальным партнерам, что компания действует в правовых и этических рамках. Это важно как для предупреждения различного рода потерь, так и для выстраивания образа и роста бизнеса. В частности, налаженная система комплаенса означает, что:
нарушения можно обнаружить и предотвратить заблаговременно;
компания соблюдает закон и основные правила в своей отрасли;
бизнес, его отдельные участники и владельцы, защищены от штрафов и судебного преследования;
у компании формируется положительная репутация, она становится привлекательной для новых сотрудников, деловых партнеров и инвесторов.
Кроме того, ряд исследователей склонны рассматривать комплаенс как один из подходов для получения прибыли, а не только защиты от возможных финансовых и репутационных рисков. Результаты исследования, которое приводит агентство Reuters, говорят, следующее:
потребители готовы платить большую цену за продукт, который поставляет компания с надежной программой соответствия;
клиенты заботятся о соответствии больше, чем о других функциях продукта, которые компании регулярно рекламируют; например, при покупке смартфона пользователи уделяют больше внимания конфиденциальности и соответствии требованиям кибербезопасности, чем его цвету.
Функции комплаенса
Функции комплаенса могут сильно отличаться в зависимости от отрасли и характера бизнеса. В сокращенном виде базовые из них выглядят так:
выявление риска;
подготовка рекомендаций по устранению или снижению финансовых последствий;
Консультации: консультирование высшего менеджмента по законам, правилам и стандартам соответствия, включая информирование о событиях в области.
Руководство и обучение: помощь в обучении персонала, а также непосредственный прием запросов по соблюдению действующих норм и правил от сотрудников.
Выявление и оценка риска: задача комплаенса на проактивной основе выявлять, документировать и оценивать риски соответствия, включая разработку новых продуктов и деловой практики.
Мониторинг и отчетность: комплаенс-эксперты должны контролировать и тестировать деятельность компании на предмет соответствия основным законам и правилам.
Уставные обязанности: представители отдела комплаенса могут выполнять, например, функции сотрудника по борьбе с отмыванием денег или брать на себя общение с представителями регулирующих органов.
Формирование программы: все действия должны выполняться в рамках программы соответствия, включающей обзор конкретных политик и процедур.
Набор конкретных инструментов, которые доступны для реализации комплаенс-программы может включать следующие шаги.
Принятие процедур и регламентов, определяющих поведение сотрудников внутри компании, а также правила общения с контрагентами, госорганами и клиентами.
Внедрение программ обучения, которые бы гарантировали, что все сотрудники компании знают процедуры соответствия и понимают свои обязанности.
Организация системы внутреннего аудита для выявления потенциальных проблем в части соответствия требованиям закона в своей отрасли.
Создание механизма, который позволит сотрудникам анонимно сообщать о проблемах с соблюдением требований и потенциальных нарушениях.
Постоянный мониторинг и оценка эффективности программы соответствия.
Комплаенс-риски и контроль
Комплаенс-риск — это угроза финансам и репутации организации из-за нарушения правил, законов и положений, регулирующих ее деятельность. Подобная ситуация может стать объектом интереса государственных регулирующих органов и поводом дальнейшего судебного разбирательства или штрафа. Это, в свою очередь, может спровоцировать репутационный риск, повлиять на стоимость компании и восприятие бренда. Чтобы минимизировать возможные последствия, бизнес вводит систему управления рисками через органы корпоративного контроля и службы аудита.
Функции комплаенс-контроля немного отличаются, главным образом, более прикладным характером. Вот некоторые из его задач:
определять события, которые могут спровоцировать риск;
выявлять коррупционные составляющие как в работе сотрудников, так и внешних агентов компании;
разрабатывать меры по устранению внутренних конфликтов в структурных подразделениях;
в пределах компетенции взаимодействовать с государственными органами надзора и контроля;
вести учет всех событий, связанных с возникновением потенциальных рисков, анализировать клиентскую базу на предмет благонадежности;
оценивать эффективность заключения договоров;
следить за жалобами со стороны контрагентов.
Главное
Комплаенс — это набор правил, процедур и практик, которые компания принимает для соответствия основным законам, нормативным актам и отраслевым стандартам. Принципы комплаенса применимы для всех видов бизнеса, вне зависимости от вида деятельности и масштаба.
Ключевая задача комплаенса — увидеть и оценить риск до того, как он случится. Для его устранения необходима выработка оперативных мер и новых подходов, которые бы исключили это событие, не повлияв при этом на деятельность бизнеса, в том числе в финансовом плане.
Комплаенс встроен в систему управления компанией, а задачи по его реализации могут быть возложены на отдельный департамент. Базовый принцип такого подразделения — независимость в плане принятия решений и объективная оценка.
Комплаенс повышает репутацию и прозрачность, что в конечном счете сказывается на общем имидже компании как для клиентов, так и партнеров.
Внедрение комплаенс-программы может быть дорогостоящим. Компании придется инвестировать в разработку новых процедур, обучение сотрудников и мониторинг.
Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…