e Как правильно вести и оформлять розничную торговлю

Как правильно вести розничную торговлю в соответствии с законами

Для розничной торговли установлено немало правил, которые касаются кассовых аппаратов, чеков и даже ценников. Рассказываем, какие требования важно соблюдать и что будет, если этого не делать. 

Что такое розничная торговля

Розничная торговля — это продажа товаров конечному потребителю для личного использования. Тогда как оптовая торговля представляет собой вовсе не продажу большого количества товара, а его реализацию для последующей перепродажи. Да-да, объемы закупок тут ни при чем.

Правила розничной торговли в России установлены соответствующим федеральным законом. Но не менее важен для успешной работы магазина или торговой компании и закон, регламентирующий защиту прав потребителей.

Реализовывать самые амбициозные проекты предпринимателям помогают сервисы для бизнеса, которые предлагает компания reg.ru.

Источник: Shutterstock. Розничная торговля — реализация товара конечному потребителю

Виды розничной торговли

В зависимости от способа обслуживания посетителей, выделяют различные виды розничных магазинов: 

  • магазины самообслуживания;
  • частичного (ограниченного) обслуживания;
  • полного обслуживания. 

Различия заключаются в том, насколько свободно покупатель может получить доступ к товарам: самостоятельно берет их с полок и оплачивает на кассе, либо нужно дождаться продавца, чтобы рассмотреть ту или иную коробку.

Условно можно выделить несколько форм розничной торговли:

  • оффлайн;
  • онлайн в интернет-магазинах;
  • смешанный формат — онлайн+оффлайн;
  • выставки-продажи.

Кроме того, объекты розничной торговли дифференцированы по формату.

  1. Минимаркеты — небольшие магазины, которые обычно располагаются в шаговой доступности от жилых домов. Ассортимент включает товары повседневного спроса, такие как продукты питания, напитки, и базовые бытовые принадлежности.
  2. Супермаркеты и универсамы — более крупные торговые площади по сравнению с минимаркетами. Ассортимент шире и включает как продукты питания, так и непродовольственные товары, например, бытовую химию и кухонные принадлежности.
  3. Гипермаркеты — крупные торговые точки, которые сочетают в себе разнообразие товаров супермаркетов с элементами универсамов. Предлагают покупателям не только продовольственные и бытовые товары, но и электронику, одежду, автомобильные аксессуары и многое другое. 
  4. Торговые комплексы — крупные помещения, сочетающие в себе несколько различных торговых форматов. Включают в себя минимаркеты, супермаркеты, гипермаркеты, а также отдельные магазины и специализированные бутики. Предоставляют широкий спектр услуг, от шопинга до развлечений, включая кинотеатры, рестораны и фитнес-центры.  
Источник: Shutterstock. Форматы розничной торговли зависят от целевой аудитории, ассортимента товаров и услуг, расположения торговых точек

Оформление розничной торговли

При розничной продаже заключается сделка между продавцом и покупателем. Последнему обязательно нужно выдать подтверждающий документ — кассовый чек, а в некоторых случаях товарный чек или письменный договор.

  1. Договор розничной купли-продажи может быть заключен как устно, так и письменно. Устное заключение происходит во время непосредственной покупки в магазине, когда передача товара и его оплата совпадают, что подтверждается кассовым или товарным чеком. Письменный договор необходим, если моменты передачи и оплаты товара не совпадают, как в случае рассрочки, или если товар продается по образцам или дистанционно. В большинстве случаев договор в розничной торговле заменяет публичная оферта.
  2. Продавец по закону обязан выдать кассовый чек при оплате покупки. На чеке должны быть указаны наименования товаров и реквизиты продавца. Онлайн-кассы обязаны использовать почти все продавцы, редкие исключения перечислены в законе.
  3. Товарный чек также может подтвердить заключение договора: вместе с кассовым чеком, чтобы указать детали продаваемого товара, или вместо кассового чека в определенных ситуациях, например, если организация освобождена от применения контрольно-кассовой техники (ККТ). 

Требования для помещения

Если вы готовите помещение для розничной торговли, нужно учитывать множество требований, связанных как с нормативными актами, так и с удобством использования пространства для покупателей и сотрудников. Одно из главных условий — соответствие помещения всем строительным и санитарным нормам. Например, магазин должен иметь пожарные выходы в соответствии с требованиями противопожарной безопасности

Важно продумать системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Необходима качественная система водоснабжения и канализации (с учетом специфики продаваемого товара). Например, в магазинах электроники часто устанавливаются специализированные стеллажи с возможностью подключения демонстрационных образцов к электропитанию.

Как работать с онлайн-кассой

Кассовый аппарат важен не только для подтверждения покупателю оплаты товара. Он выдает кассовые чеки, отчеты об открытии и закрытии смены и передает данные в зашифрованном виде в налоговую.

После выбора и покупки кассы нужно правильно ее настроить. В зависимости от особенностей бизнеса может понадобиться дополнительное кассовое оборудование, а также специализированное программное обеспечение для аналитики и автоматизации бизнес-процессов. 

Кроме того, необходимо приобрести фискальный накопитель на 15 или 36 месяцев в зависимости от системы налогообложения. Затем выбирается оператор фискальных данных (ОФД) и подписывается соответствующий договор. Регистрация кассы в ФНС может проходить несколькими способами: через инспекцию, на сайте ФНС или через ОФД. После всех процедур онлайн-кассу нужно подключить к интернету для пробития чеков.

Кассовый чек: когда нужен и как выдать

Кассовый чек обеспечивает финансовую отчетность и прозрачность операций. Выдавать его — законная обязанность продавца. Он нужен и покупателю: документ подтверждает факт покупки и дает возможность при необходимости вернуть товар или услугу. Бизнесу он не менее важен для ведении бухгалтерии и налоговой отчетности. Использовать кассу обязательно, в противном случае проверка со стороны налоговой фиксирует правонарушение и вы получите штраф.

При покупке товара или услуги кассир вводит в аппарат цену и данные о товаре (в современных устройствах для этого достаточно отсканировать штрих-код на упаковке). После оплаты касса печатает фискальный чек, который выдают покупателю. На чеке указана информация о наименовании товара, его стоимости, дате и времени покупки, об организации, выдавшей чек. В момент оплаты товара информация о транзакции уходит в налоговую.

Как правильно оформить ценники

Сопровождать каждый товар ценником — еще одна обязанность продавца. На нем должна быть указана актуальная информация о цене, поскольку с юридической точки зрения, ценник является публичной офертой. И продавец обязан продать товар на тех условиях, которые указаны на ценнике. Исключения из этого правила есть, но их немного. Так, при разносной торговле, когда продавец, например, передвигается по вагону поезда с тележкой, нужен только прайс-лист с перечнем товаров и их ценами. Даже в условиях нестационарной торговли покупатели должны иметь доступ к информации о ценах.

На ценнике необходимо указывать: 

  • название товара;
  • его цену (стоимость за единицу или вес);
  • сорт (если есть);
  • артикул или код товара для облегчения поиска на складе (при их наличии). 

Покупатель должен хорошо видеть ценники, а главной информацией на них должна быть цена, причем актуальная, с учетом всех скидок и акций.

Источник: Shutterstock. Магазин обязан продать товар по цене, указанной на ценнике

Ответственность за нарушения правил торговли

Ответственность за нарушения правил торговли зависит от характера и тяжести проступка. Компанию-продавца могут наказать за:

  • отсутствие онлайн-кассы: штраф от 10 тыс. руб. для должностных лиц и  от 30 тыс. руб. для юридических;
  • невыдачу чека: штраф на сумму до 10 тыс. руб.;
  • отсутствие номенклатуры в чеке: штраф до 10 тыс. руб.

Кстати, расхождение суммы на кассе и на ценнике может считаться обманом покупателей и повлечь за собой штраф: 3-5 тыс. руб. для продавца и до 50 тыс. руб. для руководства магазина.

Если нарушения серьезнее, например, продажа контрафактной или просроченной продукции, ответственность может быть более строгой, вплоть до уголовной.  

Ирина Рудевич

Похожие публикации

Как настроить Astra Linux для работы в офисе

До недавнего времени самой популярной системой для работы в офисе считалась Windows. Но под влиянием…

7 минут назад

Все про ОКВЭД для предпринимателей: как выбрать, изменить и добавить коды

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) — это система обозначений, позволяющая быстро понять, чем занимается…

1 день назад

Коды вида доходов: как правильно указывать их в платежном поручении

Разбираемся, что такое код вида дохода и какие они бывают. Заодно расскажем, как заполнить платежное…

2 дня назад

Что такое спрос, от чего он зависит и как его анализировать

Любой предприниматель хотел бы уметь предсказывать спрос на свои товары. И этого можно добиться, если…

2 дня назад

Арбитражный Суд в России: основы, функции и нюансы арбитражного процесса

Для разбирательств между компаниями существует особый суд — арбитражный. Он создан для решения споров между…

3 дня назад

Менеджер: кто это, чем занимается и сколько зарабатывает

Работа менеджера — сложная, но интересная и перспективная. Рассматриваем, чем занимается такой специалист, какие у…

3 дня назад