e
Для розничной торговли установлено немало правил, которые касаются кассовых аппаратов, чеков и даже ценников. Рассказываем, какие требования важно соблюдать и что будет, если этого не делать.
Розничная торговля — это продажа товаров конечному потребителю для личного использования. Тогда как оптовая торговля представляет собой вовсе не продажу большого количества товара, а его реализацию для последующей перепродажи. Да-да, объемы закупок тут ни при чем.
Правила розничной торговли в России установлены соответствующим федеральным законом. Но не менее важен для успешной работы магазина или торговой компании и закон, регламентирующий защиту прав потребителей.
Реализовывать самые амбициозные проекты предпринимателям помогают сервисы для бизнеса, которые предлагает компания reg.ru.
В зависимости от способа обслуживания посетителей, выделяют различные виды розничных магазинов:
Различия заключаются в том, насколько свободно покупатель может получить доступ к товарам: самостоятельно берет их с полок и оплачивает на кассе, либо нужно дождаться продавца, чтобы рассмотреть ту или иную коробку.
Условно можно выделить несколько форм розничной торговли:
Кроме того, объекты розничной торговли дифференцированы по формату.
При розничной продаже заключается сделка между продавцом и покупателем. Последнему обязательно нужно выдать подтверждающий документ — кассовый чек, а в некоторых случаях товарный чек или письменный договор.
Если вы готовите помещение для розничной торговли, нужно учитывать множество требований, связанных как с нормативными актами, так и с удобством использования пространства для покупателей и сотрудников. Одно из главных условий — соответствие помещения всем строительным и санитарным нормам. Например, магазин должен иметь пожарные выходы в соответствии с требованиями противопожарной безопасности.
Важно продумать системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Необходима качественная система водоснабжения и канализации (с учетом специфики продаваемого товара). Например, в магазинах электроники часто устанавливаются специализированные стеллажи с возможностью подключения демонстрационных образцов к электропитанию.
Кассовый аппарат важен не только для подтверждения покупателю оплаты товара. Он выдает кассовые чеки, отчеты об открытии и закрытии смены и передает данные в зашифрованном виде в налоговую.
После выбора и покупки кассы нужно правильно ее настроить. В зависимости от особенностей бизнеса может понадобиться дополнительное кассовое оборудование, а также специализированное программное обеспечение для аналитики и автоматизации бизнес-процессов.
Кроме того, необходимо приобрести фискальный накопитель на 15 или 36 месяцев в зависимости от системы налогообложения. Затем выбирается оператор фискальных данных (ОФД) и подписывается соответствующий договор. Регистрация кассы в ФНС может проходить несколькими способами: через инспекцию, на сайте ФНС или через ОФД. После всех процедур онлайн-кассу нужно подключить к интернету для пробития чеков.
Кассовый чек обеспечивает финансовую отчетность и прозрачность операций. Выдавать его — законная обязанность продавца. Он нужен и покупателю: документ подтверждает факт покупки и дает возможность при необходимости вернуть товар или услугу. Бизнесу он не менее важен для ведении бухгалтерии и налоговой отчетности. Использовать кассу обязательно, в противном случае проверка со стороны налоговой фиксирует правонарушение и вы получите штраф.
При покупке товара или услуги кассир вводит в аппарат цену и данные о товаре (в современных устройствах для этого достаточно отсканировать штрих-код на упаковке). После оплаты касса печатает фискальный чек, который выдают покупателю. На чеке указана информация о наименовании товара, его стоимости, дате и времени покупки, об организации, выдавшей чек. В момент оплаты товара информация о транзакции уходит в налоговую.
Сопровождать каждый товар ценником — еще одна обязанность продавца. На нем должна быть указана актуальная информация о цене, поскольку с юридической точки зрения, ценник является публичной офертой. И продавец обязан продать товар на тех условиях, которые указаны на ценнике. Исключения из этого правила есть, но их немного. Так, при разносной торговле, когда продавец, например, передвигается по вагону поезда с тележкой, нужен только прайс-лист с перечнем товаров и их ценами. Даже в условиях нестационарной торговли покупатели должны иметь доступ к информации о ценах.
На ценнике необходимо указывать:
Покупатель должен хорошо видеть ценники, а главной информацией на них должна быть цена, причем актуальная, с учетом всех скидок и акций.
Ответственность за нарушения правил торговли зависит от характера и тяжести проступка. Компанию-продавца могут наказать за:
Кстати, расхождение суммы на кассе и на ценнике может считаться обманом покупателей и повлечь за собой штраф: 3-5 тыс. руб. для продавца и до 50 тыс. руб. для руководства магазина.
Если нарушения серьезнее, например, продажа контрафактной или просроченной продукции, ответственность может быть более строгой, вплоть до уголовной.
Ирина Рудевич
До недавнего времени самой популярной системой для работы в офисе считалась Windows. Но под влиянием…
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) — это система обозначений, позволяющая быстро понять, чем занимается…
Разбираемся, что такое код вида дохода и какие они бывают. Заодно расскажем, как заполнить платежное…
Любой предприниматель хотел бы уметь предсказывать спрос на свои товары. И этого можно добиться, если…
Для разбирательств между компаниями существует особый суд — арбитражный. Он создан для решения споров между…
Работа менеджера — сложная, но интересная и перспективная. Рассматриваем, чем занимается такой специалист, какие у…