Поиск по сайту Поиск

Что такое «зеленый интернет» и как стать экологичным пользователем сети

Вырубка деревьев и вредные производства — не единственные угрозы планете. Серфинг по сети тоже причиняет вред и становится причиной парниковых выбросов в атмосферу. Накануне Всемирного дня Земли поговорим о том, что такое зеленый интернет и как стать экологичным пользователем.

Данные — корень проблемы

Каждый день вы ищете информацию в интернете и открываете различные сайты. Ваши запросы за доли секунды доходят до серверов, на которых хранятся нужные файлы, и возвращаются — сайты открываются у вас на компьютере. 

В какое бы время вы ни отправили поисковый запрос, Яндекс и Google его обработают, а искомые сайты откроются. Чтобы у вас был постоянный доступ к информации, серверы, на которых она хранится, работают без выходных: 24 часа в сутки, 365 дней в году. 

И в конечном итоге всё сводится к данным, а точнее — к их обработке. Каждая веб-страница или онлайн-игра — это, по сути, данные, которые нужно постоянно хранить и выдавать по запросу. Это обеспечивают дата-центры, или ЦОД, — помещения, где размещены серверы и сетевое оборудование. Там постоянно работает вентиляция для защиты от пыли и система охлаждения. ЦОД — своего рода «мозги» интернета. Если интересно, как они устроены, можете почитать подробную статью в нашем блоге. 

Эксперты из США подсчитали, что каждый из крупнейших ЦОД в мире в 2020 году требовал более 100 мегаватт мощности — столько же нужно, чтобы обеспечить электричеством 80 тысяч домашних хозяйств.

На все устройства, которые используем мы с вами, приходится 3,7% парниковых выбросов. К 2040 их количество вырастет до 14%, предполагают в Международном энергетическом агентстве.

Статистика распределения энергии
Распределение энергии в центрах обработки данных

Вот так серфинг по сетям оставляет не только историю в браузере, а еще и углеродный след в реальном мире.

Как интернет становится «зеленым»

Первые шаги к «озеленению» интернета сделали ученые из американского Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике. В 2005 году они поставили амбициозную цель и добились ее — за счет усовершенствования стандартов работы интернета снизить потребление энергии на 50%. Суть в том, что устройство с поддержкой Green Ethernet проверяет разъемы и отключает их от питания, если устройство не используется. А еще умный интернет определяет мощность сигнала, ориентируясь на длину кабеля.

Крупные производители маршрутизаторов подхватили волну экологичности и стали выпускать энергоэффективное оборудование. 

Так как значительная часть электроэнергии в дата-центрах уходит на охлаждение оборудования, их начали возводить в северных странах:

  • Google переоборудовал бумажную фабрику в Финляндии под дата-центр и использует морскую воду из залива для охлаждения. 
  • Яндекс тоже построил ЦОД в Финляндии, а отработанное тепло подает в систему теплоснабжения и обеспечивает отоплением близлежащий город, сокращая углеродный след. 

Стремление экологично использовать интернет распространилось почти на все его сферы. Дизайнеры из Лондона, например, поработали над сайтом крупной кофейной компании: упростили оформление и навигацию, сжали изображения. «Похудевший» ресурс стал экологичнее, а выбросы сократились с 2,69 г. до 0,08 г CO2 за загрузку одной страницы.

Пример экологического сайта
Экологичный сайт британской компании Cafédirect

А журналист из Барселоны сделал сайт, который работает на солнечной энергии. Батареи он расположил на балконе в своей квартире. Много солнечных дней — сайт работает бесперебойно, пасмурно — отключается. Ночью сайт в процентах показывает, сколько осталось «заряда».

Сайт, работающий на солнечных батареях
На своем сайте Крис Де Декер пишет об экологии и технологиях, которые делают мир лучше

Разработали даже экологичный поисковик — Ecosia использует только возобновляемую энергию, а на средства с прибыли сотрудники компании высаживают по одному дереву на каждый поисковый запрос.

Каждый запрос в экологичном поисковике равен одному посаженному дереву

Впрочем, как бы ни старались экоактивисты, ковид и последующая за ним удаленка показали — пока человечество не готово к «зеленому» интернету. В 2020 году пользоваться Всемирной паутиной стали на 40% больше, что привело к дополнительным затратам — 42,6 млн. мегаватт-часов электроэнергии. 

Как сделать интернет экологичнее и сократить углеродный след

Сократить свой углеродный след может каждый житель планеты, который использует интернет. Для этого не потребуется танцев с бубнами — простые шаги будут самыми эффективными:

  1. Выключайте камеру во время видеоконференций. 1 час в Zoom — более 150 г CO2. Столько же выделилось бы при сжигании пол-литра бензина. Если вам ну очень хочется видеть собеседника и самому быть в центре внимания, можно включать камеру во время выступления и сразу выключать после него. 
  2. Наведите порядок на виртуальных полках. Вы уверены, что вам необходимо хранить те 50 фото с выпускного в «Одноклассниках»? Ведь можно оставить 1-2 самых удачных и снизить нагрузку на сервер, заодно и сократить выбросы CO2. 
  3. Используйте смайлы вместо стикеров и не спамьте сообщениями. Одно длинное сообщение обойдется планете меньшими потерями, чем десять коротких — объем каждого весит около 0,014 г CO2. Стикеры вредят больше, чем смайлы — пересмотрите свои коллекции. На случай важных переговоров любимый стикерпак с котиками можно оставить, а остальное лучше удалить.
  4. Уменьшайте яркость монитора. Это позволит снизить электропотребление.
  5. Разберите почту. Цена 1 email-сообщения в среднем — 4 г CO2. Если вы давно хотели отписаться от ненужных рассылок — самое время. Заодно почистите папки и, отправляя письмо в следующий раз, задумаетесь, действительно ли это необходимо.
  6. Скачивайте фильмы и музыку. Если загрузить медиа на свое устройство, можно снизить нагрузку на сервер, поскольку вы получите с него данные только один раз. 
  7. Считайте свой углеродный след. Для этого разработали уже с десяток ресурсов и приложений. Можно использовать сайт от Greenpeace. Он покажет, какой углеродный след вы оставили за последний год и даст рекомендации. А еще можно установить расширение Carbonalyser для браузера. 
  8. Используйте облачные вычисления. «Облако» позволит распоряжаться ресурсами эффективнее и избежать простоя оборудования. На сегодня облачные сервисы — самое экологичное решение. 
  9. Устраивайте детокс от соцсетей. В свободное время вместо серфинга в соцсетях насладитесь моментом, посмотрите вокруг и послушайте себя. Прочтите книгу, на которую не хватало времени, или попробуйте новое хобби.

⌘⌘⌘

Удаляйте старые фото и переписки, общайтесь вживую, проводите время с близкими и, возможно, это вдохновит вас на новые свершения. Конечно, от действий одних только пользователей интернет не станет полностью «зеленым». Многое зависит от крупных компаний и их энергоэффективных решений. Но благодаря осознанному подходу каждого мы сможем со временем улучшить ситуацию и снизить количество парниковых газов, которые попадают в атмосферу. Так небольшие действия могут привести к большим изменениям.

Аутсорсинг VS собственное производство одежды: опыт бренда кроссовок

Один способ позволяет отслеживать каждую деталь изделия, другой – сфокусироваться на брендинге и маркетинге. Разбираемся в плюсах и минусах каждого варианта и выбираем оптимальный для старта бизнеса.
Read More

Как сократить затраты на инфраструктуру в два раза: опыт ИТ-компании Ctrl2GO

Рассказываем, как помогли российскому разработчику систем аналитики мигрировать в частное облако и сократить затраты на аутсорсинговые услуги. (далее…)
Read More

Каким должен быть сайт-визитка для эксперта

Рассказываем, как создать сайт-визитку и какой должна быть структура. Внутри — инструкция, которая поможет предпринимателям.
Read More

Как продвигать бизнес с помощью геосервисов

Онлайн-карты — хорошая площадка для привлечения аудитории в бизнес. Рассказываем об инструментах продвижения в геосервисах.
Read More

Как открыть своё digital-агентство

Можно стартовать с багажом знаний из найма или практически без опыта. Рассказываем, что нужно делать: от проработки идеи и миссии до поиска первых клиентов и сотрудников.
Read More

Что такое Data Science и кто такой Data Scientist

Что такое наука о данных, чем занимается Data Scientist и можно ли обучиться этой специальности с нуля – об этом...
Read More

Как и зачем малому бизнесу работать с НКО

Начинающим компаниям в сфере IT, дизайна, PR и маркетинга, бухгалтерских и аудиторских услуг НКО могут быть очень полезны как клиенты. Раскрываем все нюансы такого сотрудничества: от выбора партнёра до менеджмента проекта и финансовых отношений.
Read More

K8s для начинающих

В современном мире применение контейнеризации стало неотъемлемой частью процесса разработки и тестирования программного обеспечения. Контейнеры позволяют разработчикам упаковывать приложения вместе...
Read More

Как открыть ИП

Статус ИП — удобный «средний» вариант для старта бизнеса. Рассказываем, как открыть ИП, сколько времени и денег на это потребуется, на что обратить внимание.
Read More

Что такое конверсия и как ее рассчитать

Конверсия помогает бизнесу увидеть рост и оценить успешность рекламной кампании. Какие виды бывают, почему конверсия может быть низкой и как ее повысить — в нашем материале.
Read More