e Вендор: что это такое, принципы работы вендорных компаний

Какие компании называют вендорами и как они работают

Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на них производят, и репутацию, которой доверяют потребители. Такие фирмы можно назвать вендорами.

Описание понятия вендор 

Вендор (от латинского "vendere" ― продавать) ― это компания, которая производит товары, услуги или ИТ-продукты под собственным брендом. Затем она их перепродает другим компаниям или напрямую потребителю. Главное отличие от прочих поставщиков состоит в том, что вендор владеет товарным знаком на товары, которые продает.

Вендор может и не производить ничего самостоятельно, а заказывать товары у других производителей. Но в этом случае он реализует их под своим товарным знаком, следит за соблюдением всех технологических условий на производстве и выступает гарантом качества продукта в глазах потребителей.

Хороший пример вендорной компании ― российская Bork, которая не занимается производством всей своей техники. Часть ее изделий делается на заводе в России, но большинство кухонных гаджетов она заказывает у производителей в Китае, Польше и Германии. Компания продает их под собственной маркой и несет всю ответственность за послепродажное обслуживание. 

Еще один хороший пример вендора ― это компания reg.ru, которая предлагает сервисы для бизнеса под своим брендом и тем самым гарантирует высокое качество услуг и высокую скорость реагирования на запросы клиентов. 

Характеристика вендорной компании

Вендорные компании отличаются от других несколькими ключевыми факторами:

  • производят свои продукты под собственным брендом самостоятельно, либо через подрядчика; 
  • полностью берут на себя все затраты на продвижение продукта на рынке и его рекламу, а также ответственность за качество товара и послепродажную поддержку; 
  • оформляют на себя все документы, связанные с товаром, в том числе права на товарные знаки; 
  • имеют в своем штате людей, которые занимаются проверкой качества товаров, приходящих от подрядчика; 
  • полностью контролируют процесс ценообразования на свои товары и решают, где они могут продаваться, а где ― нет. 
Источник: Shutterstock. Microsoft ― один из главных вендоров в IT-индустрии

Принципы работы вендора

Главная задача компании-вендора ― сделать товар привлекательным для покупателей. Это означает, что его нужно не только разработать, масштабировать производство и обеспечить путь от завода к прилавку магазина, но и создать в голове потребителя образ товара, которому можно доверять и которым хочется обладать. 

Так, любая автомобильная компания старается, чтобы потенциальные покупатели думали о ее машинах как о надежном транспорте, который прослужит долго. А, например, компания Toyota не только вкладывалась в рекламу, но и поработала с производителями и поставщиками неоригинальных запчастей для своих автомобилей. Так что даже если человек купил запчасть стороннего производства, он не останется разочарован.

Все эти усилия привели к тому, что автомобили японской марки продаются на мировых рынках с выдающимися результатами, и даже на вторичном рынке их покупают чаще, чем другие б/у авто. 

Источник: Shutterstock. В какой бы сфере ни работал вендор, одно остается неизменным ― он несет ответственность за товары и услуги, которые продает под своим брендом

Типы вендоров 

Вендоры могут специализироваться на производстве продукции для трех типов покупателей: клиентов, бизнеса или правительства. 

B2C (Business-to-Consumer) ― бизнес для потребителя. Такие вендоры фокусируются на том, чтобы продавать продукцию сразу конечному потребителю ― любому человеку, которому интересен их продукт. 

B2B (Business-to-Business) ― бизнес для бизнеса. Вендоры такого типа зачастую не продают свою продукцию в магазинах, только другая компания может купить у них товары по предварительному заказу. 

B2G (Business-to-Government) ― бизнес для правительства. Такие вендоры предпочитают работать с государственными структурами, где они выступают в качестве подрядчика при госзаказах. 

Некоторые компании могут совмещать эти модели бизнеса. Например, розничный магазин может продавать товары как конечным потребителям, так и другим компаниям. 

Особенности вендоров в разных сферах деятельности

1. Программное обеспечение

Компании, которые производят ПО, постоянно работают над развитием своего продукта, чтобы не отставать от конкурентов, а в идеале и опережать их. Многие из них переходят на модель подписки и дают доступ к ПО за ежемесячную плату. Также важная деталь ― вендоры активно развивают системные облачные решения, которые позволяют привязать компанию-клиента к себе надолго.

2. Оборудование

Вендоры оборудования предлагают, как правило, продукты высокого качества, которые будут работать стабильно и долго, однако они отличаются более высокой ценой, по сравнению с моделями для бытовых потребностей. Важная составляющая ― техническая поддержка как во время гарантийного срока, так и после него. 

3. Консалтинг

Вендоры-консультанты должны иметь глубокие знания в своей области и быть способны предлагать клиентам эффективные решения. Успех консалтинговых проектов во многом зависит от эффективной коммуникации с клиентом. Репутация вендора-консультанта строится на результатах проектов и удовлетворенности клиентов.

Плюсы и минусы работы с вендорами 

Как и в любой другой ситуации, у сотрудничества с вендорами есть ряд преимуществ и недостатков. Рассмотрим и те, и другие.

Плюсы работы с вендорами

  • Вендоры обычно специализируются на конкретных товарах и услугах, поэтому имеют глубокую экспертизу в своем вопросе. 
  • Компания сокращает расходы на покупку технологий и обучение, если использует экспертизу вендора. 
  • С вендорами компании проще масштабировать бизнес, заказав дополнительные услуги. 
  • Компания может сосредоточиться на своих ключевых компетенциях, воспользовавшись для других нужд услугами и продукцией вендоров.
  • Меньше наценка на товары, если покупать их у вендора, а не у реселлера. 
  • Есть гарантия того, что продукция будет высокого качества и за нее несет ответственность конкретная компания. 

Минусы работы с вендорами

  • Организация становится зависимой от вендора, что может ограничить ее возможности выбора и повысить стоимость услуг в будущем.
  • Продукция вендора может быть несовместима с инфраструктурой компании, что потребует затрат на внедрение, модернизацию и обучение персонала. 
  • Компания при работе с вендором передает ему важную информацию, защита которой может быть не выстроена на должном уровне. 
  • Вендоры могут не работать с мелкими заказами или, например, запрещать ввоз своей продукции в определенные страны. 

Андрей Лебедев 

Похожие публикации

УПД в бухгалтерии: когда один документ может заменить несколько

Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…

16 часов назад

Что такое роялти, как их рассчитать и кому они выгодны

Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…

2 дня назад

Франшиза: что это, как работает и стоит ли начинать такой бизнес

Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…

4 дня назад

Обособленное подразделение: как открывать и ставить на учет части компании

У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…

1 неделя назад

С какого возраста можно открыть ИП и как это правильно сделать

Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…

1 неделя назад

Коносамент — главный документ морских грузоперевозок

Ежедневно по морю перевозят десятки, а то и сотни тысяч контейнеров с грузами. Чтобы партия…

1 неделя назад