e
Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на них производят, и репутацию, которой доверяют потребители. Такие фирмы можно назвать вендорами.
Вендор (от латинского "vendere" ― продавать) ― это компания, которая производит товары, услуги или ИТ-продукты под собственным брендом. Затем она их перепродает другим компаниям или напрямую потребителю. Главное отличие от прочих поставщиков состоит в том, что вендор владеет товарным знаком на товары, которые продает.
Вендор может и не производить ничего самостоятельно, а заказывать товары у других производителей. Но в этом случае он реализует их под своим товарным знаком, следит за соблюдением всех технологических условий на производстве и выступает гарантом качества продукта в глазах потребителей.
Хороший пример вендорной компании ― российская Bork, которая не занимается производством всей своей техники. Часть ее изделий делается на заводе в России, но большинство кухонных гаджетов она заказывает у производителей в Китае, Польше и Германии. Компания продает их под собственной маркой и несет всю ответственность за послепродажное обслуживание.
Еще один хороший пример вендора ― это компания reg.ru, которая предлагает сервисы для бизнеса под своим брендом и тем самым гарантирует высокое качество услуг и высокую скорость реагирования на запросы клиентов.
Вендорные компании отличаются от других несколькими ключевыми факторами:
Главная задача компании-вендора ― сделать товар привлекательным для покупателей. Это означает, что его нужно не только разработать, масштабировать производство и обеспечить путь от завода к прилавку магазина, но и создать в голове потребителя образ товара, которому можно доверять и которым хочется обладать.
Так, любая автомобильная компания старается, чтобы потенциальные покупатели думали о ее машинах как о надежном транспорте, который прослужит долго. А, например, компания Toyota не только вкладывалась в рекламу, но и поработала с производителями и поставщиками неоригинальных запчастей для своих автомобилей. Так что даже если человек купил запчасть стороннего производства, он не останется разочарован.
Все эти усилия привели к тому, что автомобили японской марки продаются на мировых рынках с выдающимися результатами, и даже на вторичном рынке их покупают чаще, чем другие б/у авто.
Вендоры могут специализироваться на производстве продукции для трех типов покупателей: клиентов, бизнеса или правительства.
B2C (Business-to-Consumer) ― бизнес для потребителя. Такие вендоры фокусируются на том, чтобы продавать продукцию сразу конечному потребителю ― любому человеку, которому интересен их продукт.
B2B (Business-to-Business) ― бизнес для бизнеса. Вендоры такого типа зачастую не продают свою продукцию в магазинах, только другая компания может купить у них товары по предварительному заказу.
B2G (Business-to-Government) ― бизнес для правительства. Такие вендоры предпочитают работать с государственными структурами, где они выступают в качестве подрядчика при госзаказах.
Некоторые компании могут совмещать эти модели бизнеса. Например, розничный магазин может продавать товары как конечным потребителям, так и другим компаниям.
1. Программное обеспечение
Компании, которые производят ПО, постоянно работают над развитием своего продукта, чтобы не отставать от конкурентов, а в идеале и опережать их. Многие из них переходят на модель подписки и дают доступ к ПО за ежемесячную плату. Также важная деталь ― вендоры активно развивают системные облачные решения, которые позволяют привязать компанию-клиента к себе надолго.
2. Оборудование
Вендоры оборудования предлагают, как правило, продукты высокого качества, которые будут работать стабильно и долго, однако они отличаются более высокой ценой, по сравнению с моделями для бытовых потребностей. Важная составляющая ― техническая поддержка как во время гарантийного срока, так и после него.
3. Консалтинг
Вендоры-консультанты должны иметь глубокие знания в своей области и быть способны предлагать клиентам эффективные решения. Успех консалтинговых проектов во многом зависит от эффективной коммуникации с клиентом. Репутация вендора-консультанта строится на результатах проектов и удовлетворенности клиентов.
Как и в любой другой ситуации, у сотрудничества с вендорами есть ряд преимуществ и недостатков. Рассмотрим и те, и другие.
Андрей Лебедев
Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…
Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…
Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…
У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…
Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…
Ежедневно по морю перевозят десятки, а то и сотни тысяч контейнеров с грузами. Чтобы партия…