e
Как вы уже знаете, для успешного ведения бизнеса важно не только разработать брендинг, создать сайт и запустить рекламу. Один из важных компонентов успеха — понимание того, насколько эффективно развивается компания в сравнении с конкурентами. Чтобы проанализировать сильные и слабые стороны бренда, можно использовать SWOT-анализ. О нем сегодня и поговорим.
SWOT — это аббревиатура от четырех английских слов:
Эти четыре составляющие делятся на факторы внешней и внутренней среды. Сильные (S) и слабые стороны (W) зависят от внутренних процессов, например, работы сотрудников, качества услуг, маркетинговой кампании и так далее. А возможности (O) и угрозы (T) связаны с внешними факторами, например, с резко меняющейся ситуацией на рынке, новыми законами или конкурентами.
SWOT-анализ — маркетинговая стратегия, помогающая человеку или компании проанализировать сильные, слабые стороны, угрозы и возможности для планирования и улучшения проекта.
SWOT-анализ подходит для исследования и разработки стратегии любого масштаба: государственных или коммерческих организаций, магазинов, товаров.
В чем же суть метода SWOT-анализа? В том, что с его помощью можно посмотреть на свою компанию «со стороны», увидеть реальную ситуацию в организации с учетом внешних угроз, найти новые точки роста и в результате составить план действий для каждой ситуации.
Также проведение SWOT-анализа поможет:
Рекомендуют проводить его не реже одного раза в год для проверки актуальной стратегии.
Для проведения SWOT-анализа нужно заполнить небольшую таблицу 2 на 2. Можете скачать специальный шаблон, сделать ее в Excel или начертить на бумаге — на ваш вкус и цвет. Главное, чтобы она состояла из четырех элементов SWOT.
И не забывайте, что основное условие SWOT-анализа — честность и справедливая оценка сильных и слабых сторон компании.
Теперь начинаем разбирать анализ по косточкам на примере небольшого магазина хэндмейд-игрушек.
В список преимуществ лучше включать уникальные характеристики, которые отличают компанию от конкурентов. Если ничего не приходит на ум, можете ответить на такие вопросы:
Сильные стороны магазина игрушек
Честность и еще раз честность. Попробуйте отстранится и выделить недостатки продукта или услуги, ограничение, отсутствие возможностей или раздражающие факторы, которые оттолкнули бы вас как клиента.
Здесь пригодятся такие вопросы:
Слабые стороны магазина игрушек
Важно понять, какие события «извне» могут положительно повлиять на вашу компанию. Попробуйте спросить себя:
Тем временем в магазине игрушек
Все угрозы не зависят от компании. Часто они бывают внезапными, стихийными. Сюда можно отнести новые законы, глобальные изменения на рынке, внезапно появившихся сильных конкурентов и так далее.
Попробуйте проанализировать важные события в компании за последнее время и ответить на эти вопросы:
Угрозы для магазина игрушек
При оформлении доставки нативным моментом для магазина могут стать, например, экономическая нестабильность в новых регионах, уход главного поставщика материалов с рынка или новые стандарты качества игрушек.
Какая таблица получилась для магазина игрушек:
Сильные стороны (S) 👍 | Слабые стороны (W) 👎 |
◼️ Уникальный дизайн | ◼️ Нет доставки по РФ |
◼️ Для детей от 0 до 12 | ◼️ Игрушки долго создаются из-за маленького штата |
◼️ Экологичность | |
Возможности (O) 👍 | Угрозы (T) 👎 |
◼️ Авторская коллекция от дизайнера | ◼️ Конкуренты делают игрушки быстрее |
◼️ Возможен уход поставщика с рынка |
Если вам нужны еще примеры SWOT-анализа, предлагаем поупражнятся и сделать небольшой анализ ресторана с фастфудом, например, «Вкусно — и Точка».
Сначала предлагаем вам попытаться ответить на вопросы выше и заполнить таблицу, а потом сверится с нашей — многие ли пункты сошлись? Спрятали ее под аппетитной гифкой.
Сильные стороны (S) 👍 | Слабые стороны (W) 👎 |
◼️ Быстрое приготовление еды | ◼️ Фаст-фуд — вредная еда |
◼️ Узнаваемость бренда (если вы понимаете, о чем мы 😏) | ◼️ Негативные отзывы от клиентов, придерживающихся здорового питания |
◼️ Большой рекламный бюджет | |
◼️ Партнерство с местными поставщиками | |
◼️ Празднование дней рождений | |
◼️ Доставка на дом | |
Возможности (O) 👍 | Угрозы (T) 👎 |
◼️ Добавление позиций для вегетарианцев и | ◼️ Популярность правильного питания |
◼️ Изменение привычек клиентов | ◼️ Усиление конкуренции (например, с Бургер Кингом или КФС) |
Теперь, когда таблица заполнена, пришло время сделать выводы и расписать план действий для развития компании.
Попробуйте ответить на такие вопросы:
Для удобства можно использовать комбинации SWOT-анализа:
Весь этот анализ поможет определиться с дальнейшими действиями для будущих улучшений: составить план действий, поставить сроки для достижения целей, прокачки своих сильных сторон, найма сотрудников и так далее.
Несколько полезных правил, которые помогут грамотно провести анализ.
📝 Сузьте круг данных для исследования. Не нужно пытаться охватить все сферы огромного холдинга. Лучше не распыляться и выделить одну сферу, например, рекламу или общение с клиентами по разным каналам.
📝 Думайте о клиентах. Важно отбросить субъективный подход и поставить себя на место пользователя, который выбирает или отказывается от ваших услуг, — именно потребитель определяет, будет ваша компания успешна или нет.
📝 Смотрите шире. Не забывайте обращаться за помощью к друзьям и коллегам — специалистам в своей области.
📝 Правильно структурируйте данные. Не забывайте про внутренние и внешние факторы — новички часто путают эти понятия, от чего теряется весь смысл анализа. Проверяйте себя: пропишите описание каждой категории в таблице или используйте матрицу из нашей статьи.
📝 Не додумывайте. Берите информацию из качественных источников «от сих до сих», тогда анализ получится качественным.
📝 Формулируйте четко. Чем более точно вы сформулируете факторы, тем более конкретные варианты решения вы получите в итоге.
⌘⌘⌘
Итак, SWOT-анализ — простой и универсальный метод работы с данными. Он помогает составить картину не только слабых и сильных сторон, но учитывает угрозы и возможности, чтобы определить будущую стратегию по продвижению в топ. SWOT-анализ не дает на выходе конкретных цифр, зато поможет найти возможности и новые точки роста для развития проекта.
И напомним, что если у вас есть сайт, то после SWOT-анализа вы всегда можете запустить рекламную кампанию с помощью подписки от Яндекс.Бизнес.
Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…
Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…
Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…
Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…
У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…
Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…