e
Согласно исследованиям, к 2026 году четверть людей станет проводить в метавселенной не меньше часа в день. В сегодняшней статье разберемся, что такое метавселенная, зачем она нужна и при чем тут Нео из «Матрицы».
Что вы представляете, когда слышите фразу «другая реальность»? Возможно вам в голову приходят такие культовые фильмы, как «Матрица» братьев Вачовски или лента 2018 года «Первому игроку приготовиться»? Можем быть вы вспомнили книгу «Лавина» писателя Нила Стивенсона?
Идея фильмов и книг проста — человек использует специальные технологии, создает своего аватара и погружается в виртуальную реальность (VR), где взаимодействует с другими погрузившимися людьми.
Метавселенная в представлении фантастов — это утопическая виртуальная вселенная, которая «освобождена» от культурных, социальных, экономических и политических проблем реальности.
К слову, термин «метавселенная» придумал упомянутый выше писатель-фантаст Нил Стивенсон в 1992 году, описав им следующую стадию развития интернета. В романе «Лавина» метавселенная — это единый цифровой мир, способный объединить физическую, дополненную и виртуальную реальности.
Дополненная реальность (AR) — это среда, в реальном времени дополняющая физический, настоящий мир цифровыми данными с помощью различных устройств (планшетов, смартфонов) и специального программного обеспечения.
Отличие дополненной реальности от виртуальной реальности (VR) в том, что дополненная реальность лишь добавляет отдельные элементы в уже существующий мир. Виртуальная реальность искусственно создает целый мир заново.
Создав своего аватара в метавселенной, человек сможет делать в VR практически всё то же, что и в реальном мире, например, искать информацию, общаться с друзьями, работать, гулять. Короче говоря, жить в новой вселенной так, как он хочет, и владеть чем угодно.
Некоторым может показаться, что метавселенная = видеоигры. Но не стоит приравнивать два этих понятия. Сейчас расскажем почему.
У игр и метавселенных и правда есть множество схожего. Например, пользователи создают аватара/персонажа, находят друзей, врагов, объединяются в группы, «фармят» ресурсы для каких-то задач и создают предметы.
Дальше — только отличия. Первое из них в том, что мир метавселенной существует вместе с реальным, пересекается с ним или дополняет. Игра же — это вымышленная вселенная, созданная ради игрового процесса. Давайте на примерах.
Зайдя в игру, вы начинаете играть по определенным правилам, например, если вы играете в World of Warcraft, ваша основная цель — прокачать (сделать сильнее) своего персонажа. Для этого нужно добывать ресурсы, игровую валюту, искать броню, оружие и выполнять сюжетные квесты (цепочки заданий).
В метавселенной игрового процесса нет. Здесь учатся, ходят по виртуальным магазинам и встречаются с коллегами на совещании в цифровом офисе. И всё это без квестов типа «смешать зелье» или «добыть 15 одуванчиков».
Также у игры есть прописанный лор (от английского «lore» — «значение», «предание») — это фоновая информация о мире игры, его истории, культуре, традициях и других деталях.
У метавселенной ничего подобного нет, ведь, когда вы заходите в мир, вы не превращаетесь в ассасина, эльфа или ведьмака. Это все также вы, с вашей историей, вашей внешностью и вашими особенностями.
Еще одна отличительная особенность метавселенной — бесконечное существование. Metaverse работает без перерывов и никогда не заканчивается, в отличие от игр.
Также расскажем о децентрализации. Это означает, что каждая метавселенная — творческая работа миллионов людей, каждый из которых вносит вклад в новый мир. Играми же управляют корпорации разработчиков, которые прописывают каждую деталь, а геймеры получают готовый продукт.
И, конечно же, нельзя не упомянуть валюту. В играх есть специальная игровая валюта, которую можно приобрести донатом за реальные деньги. Донаты — покупка какой-то вещи в игре, например, нового облика на любимого персонажа или полезных ресурсов, которые трудно добыть самостоятельно.
Получается, что в играх действует схема: задонатил деньги на аккаунт → получил облик → купленное привязывается к вашему аккаунту навсегда.
Расчеты внутри метавселенной происходят в криптовалюте. Например, в биржах вроде Coinbase крипту можно купить в любой момент за доллары, чтобы вложить их во что-то, например:
К слову, на платформе Decentraland стоимость цифрового участка земли может достигать 2,4 миллиона долларов. А рэпер Snoop Dogg построил особняк в The Sandbox и продал 1 000 вип-билетов (5 700 долларов за каждый) на концерт в виртуальном доме.
Можно сделать и наоборот: заработать криптовалюту внутри метавселенной, чтобы потом продать ее за евро на бирже, вывести на свою банковскую карту или потратить в супермаркете.
Получается, что…
… метавселенная — это аналог реального мира с полноценной экономической системой на блокчейне.
Пока что не существует полноценных виртуальных копий нашего мира, но некоторые компании вкладывают огромные деньги, чтобы реализовать идею метавселенной как можно быстрее. Одна из них — компания Meta (деятельность компании запрещена на территории Российской Федерации).
Под руководством Марка Цукерберга в 2021 году компания запустила Horizon Workrooms (виртуальный коворкинг) и объявила старт работ над «трехмерным интернетом», в котором люди будут не потреблять информацию, а будут находиться внутри нее.
«Наша следующая платформа будет еще более захватывающим, иммерсивным интернетом, в котором вы проживаете опыт, а не смотрите на него со стороны. В будущем вы сможете мгновенно телепортироваться в виде голограммы, чтобы оказаться в офисе без физических поездок на работу, на концерте с друзьями или в гостиной дома ваших родителей, которых хотите навестить», — заявил генеральный директор Meta Марк Цукерберг и выделил 10 миллиардов долларов на развитие метавселенной.
Не остался в стороне и технологический гигант Microsoft. Компания заявляет, что набор облачных сервисов для организации работы команды Microsoft Azure — корпоративная метавселенная. Полного погружения в метавселенную, как в матрице, пока что нет, так как компания смешивает реальный и виртуальный мир, создавая цифровые копии предметов.
Microsoft также хотят перейти к «голопортации» — методу, когда человек появляется в виртуальном мире в виде голограммы в облике самого себя.
Кстати, мы в REG.RU тоже не стали исключением и уже проводим созвоны в виртуальной реальности. Сейчас члены нашей большой команды встречаются в диджитал-офисах, где обсуждают задачи на неделю, продумывают маркетинговые стратегии и даже играют в мафию.
А это самый олдовый пример метавселенной — Second Life. Проект был создан в 2003 году для того, чтобы пользователи могли завести альтер-эго в виртуальном мире, а не переносить свою реальную жизнь в онлайн.
Еще один интересный пример, объединиивший в себе и метавселенные, и игры — Fortnite. Создатели Epic Games медленно начинали превращать успешную игру в метавселенную, проводя концерты таких суперзвезд, как Трэвис Скотт, Ариана Гранде и Билли Эйлиш.
Из описанного выше вытекает следующий вопрос: «Чем же будет полезна метавселенная?». Попробуем разобраться.
Метавселенная — это общение из любого уголка мира. Конечно же, это не ново, ведь существуют мессенджеры, соцсети и сервисы для видеосвязи. Но безграничное общение в метавселенной дарит нам совершенно новые формы общения: возможность обняться через расстояние, сходить в кафе или завязать с кем-то новое знакомство, столкнувшись на виртуальной улице.
Новый формат работы. Меняется формат общения — меняется и построение работы. Используя метавселенную, можно сократить затраты на реальный офис и сделать его в онлайне. К тому же многие компании уже работают удаленно (привет, 2020 год). Для них метавселенная — это хороший и удобный способ собрать сотрудников из разных городов вместе.
Метавселенные могут также изменить сферу образования. К примеру, оплатив обучение и сдав экзамены, вы сможете стать студентом, находясь в аудитории на занятии преподавателя не физически, но будучи аватаром самого себя.
Если говорить о маркетинге, то и здесь найдется выгода для бизнеса. Например, можно привлекать виртуальных инфлюенсеров и моделей. Хороший пример реализации этого метода — Лил Микела. Это виртуальная модель, существующая только в соцсетях, которая выпускает клипы, дает интервью и выкладывает красивые фотографии.
Также можно открыть магазин в диджитал-пространстве, чтобы продавать в метавселенной как цифровые предметы, так и реальные. Например, Gucci создал первую виртуальную пару кроссовок, которые можно было примерить в VR.
Можно реализовать наружную рекламу в метавселенной и размещать ее в городах на билбордах, экранах, листовках — всё на усмотрение маркетологов из виртуальной реальности. Например, российская онлайн-платформа Kion от МТС в партнерстве с командой Bidease разместила видеоролики и баннеры в нескольких популярных играх, например, Axis Football.
Еще один крутой кейс — проводить мероприятия и концерты. Выше мы уже рассказывали о концерте популярных артистов в игре Фортнайт. Теперь подтвердим крутость этой активности цифрами. В 2019 году американский диджей Marshmello впервые провел виртуальный концерт в Fortnite. Его посмотрели более 10 миллионов зрителей на самой платформе и более 2 миллионов на YouTube, Twitch и Mixer — и это за один день.
Не забывайте о блокчейне. Покупка, продажа объектов метавселенной и инвестирование — всё это можно реализовать в метавселенной с технологией NFT. Предметы становятся частной собственностью, которую всегда можно перепродать по выгодной цене, будь то виртуальный участок по соседству с известным актером или диджитал-картина.
Ну и конечно же, можно создать свою вселенную и сделать пространство брендированным, продавать свои услуги в виртуальном мире и общаться с клиентами через такой необычный канал связи.
⌘⌘⌘
Многие эксперты считают, что метавселенные скоро станут заменой соцсетям, но пока это только еще зарождающийся тренд.
А что думаете вы о метавселенных? Это будущее интернета или просто хайп? Поделитесь в комментариях 👇
Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…
Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…
Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…
Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…
У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…
Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…