e Для чего нужна информационная безопасность и от каких угроз защищает, ИБ расшифровка
Категории Облако

Что такое информационная безопасность

Угрозы для информационной безопасности могут возникать не только извне, но, наример, и внутри компании, а защищать порой стоит не только виртуальные носители, но и конкретное ПО и оборудование. В материале разбираемся в самом понятии, а также обозначаем методы и инструменты ИБ.

Для чего нужна информационная безопасность

Информационная безопасность ― это набор практик, технологий и процессов, которые позволяют защитить любые данные от несанкционированного доступа. Например, данные вашей банковской карты, информацию из вашей медицинской карты или данные о вашем имуществе. 

Основные цели информационной безопасности:

  1. Защита личной информации и информации компаний от утечек и несанкционированного доступа. 
  2. Защита данных от удаления или редактирования, чтобы никто не мог изменить информацию без вашего ведома. 
  3. Возможность получить доступ к данным любое время, чтобы воспользоваться ими. Например, чтобы сервис записи в поликлинику мог в любой момент получить доступ к данным на Госуслугах для заполнения вашей анкеты.
  4. Защита данных от вирусов, атак хакеров и фишинга, которые могут привести к потере ваших данных или их изменению. 
  5. Соблюдение законодательства. Например, в РФ закон четко регламентирует, как должна храниться личная информация пользователей и кто может получить к ней доступ.
  6. Поддержание доверия клиентов. Если базы данных компании оказываются в открытом доступе, то это может оттолкнуть от нее новых пользователей. 
  7. Повышение устойчивости систем, чтобы даже после возможного повреждения базы данных ее можно было легко восстановить. 

Защита информации ― это приоритет компании reg.ru, которая предлагает облачные решения для бизнеса с высокой степенью защиты данных от несанкционированного вмешательства. 

Чем информационная безопасность отличается от кибербезопасности

Информбезопасность и кибербезопасность — это два тесно связанных между собой явления. 

Под информбезопасностью обычно понимается более широкое понятие ― защита любого вида информации (не только электронной) от постороннего доступа. В это понятие включают и физическую сохранность информации, законодательство в этой сфере и процедуры управления, обеспечивающие сохранность данных. Информационная безопасность защищает данные от угроз со стороны людей, процессов и технологий.

Кибербезопасность ― это более узкое понятие. IT-безопасность или электронная безопасность сосредоточена на защите информации в электронном виде и компьютерных систем от несанкционированного вмешательства, она снимает угрозы информационной системе компьютерной сети. Для кибербезопасности главные угрозы ― это хакерские атаки, взломы, вирусы, вредоносное ПО и кибершпионаж. 

Источник: Shutterstock. Специалиста по информационной безопасности называют также «белым хакером»

От каких угроз защищает ИБ

1. Несанкционированный доступ

Мошенники, хакеры и все, кто пытаются получить доступ к данным без разрешения.

2. Вредоносное ПО

Программы, вирусы, трояны и прочие разновидности хакерского программного обеспечения, которое создано для порчи или кражи данных. 

3. Фишинг и социальная инженерия

Подмена настоящих сайтов их подделками для кражи паролей и способы заставить человека самостоятельно раскрыть свои данные, используя мошеннические приемы. 

4. Отказ в обслуживании (DoS/DDoS)

Атаки, которые идут с сотен компьютеров, чтобы заставить сервер перестать отвечать на запросы пользователей из-за перегрузки. 

5. Утечки данных

Потеря конфиденциальной информации и попадание ее в открытый доступ в результате хакерской атаки или по случайности. 

6. Внутренние угрозы

Поведение сотрудников компании, которые могут случайно или намеренно опубликовать данные или поделиться ими с кем-то. 

7. Сетевые угрозы

Возможный перехват данных вашей точки доступа, ее подмена и другие манипуляции в сети, связывающей ваше устройство и интернет. 

8. Уязвимости программного обеспечения

«Дыры» в программном обеспечении, с помощью которых можно взломать ваше устройство и получить к нему доступ.  

9. Скрытые утечки информации

Сюда подходят ситуации, связанные с человеческим фактором: утеря документов в бумажном виде, пропажа мобильных телефонов с доступами к важной информации и поломка облачных хранилищ. 

10. Физические угрозы

Вандализм по отношению к оборудованию, стихийные бедствия или кражи. 

Кто работает с информационной безопасностью

Специалист по информационной безопасности, он же безопасник или «белый хакер» ― это человек, который занимается защитой информации от любого вида угроз. Чаще всего такой специалист защищает именно электронную информацию, сети и оборудование. В его задачи входит:

  1. Анализ угроз. Специалист определяет угрозы, которые могут грозить компании, и разрабатывает способы, которыми можно снизить эту опасность. 
  2. Разработка стандартов безопасности. Безопасник создает регламенты, по которым необходимо вести деятельность компании, чтобы снизить риск утечки данных. 
  3. Защита от внешних атак. Специалист настраивает ПО на компьютерах ― брандмауэры и антивирусы, для того чтобы автоматически отражать возможные атаки. 
  4. Управление доступом. Безопасник решает, каким пользователям выдать доступы к определенным системам организации, и отслеживает, чтобы эти доступы использовались по назначению. 
  5. Обучение сотрудников. Специалист проводит обучающие семинары для других сотрудников по теме безопасности, например, о том, что не стоит открывать вложениях в письмах от незнакомых адресатов. 
  6. Восстановление после инцидентов. Безопасник проводит мероприятия по восстановлению работоспособности системы, если в ней случился сбой или была потеряна информация. 
  7. Соблюдение законодательства. Специалист следит за тем, чтобы информация пользователей хранилась и обрабатывалась так, как это предписывает законодательство. 
Источник: Shutterstock. КОнфиденциальность, целостность и доступность ― основные принципы информационной безопасности

Три принципа информационной безопасности

Эти три принципа являются основой для разработки стратегий по обеспечению информационной безопасности в различных организациях и системах: конфиденциальность, целостность и доступность. 

Конфиденциальность

Этот принцип защищает информацию от несанкционированного доступа, гарантируя, что доступ к ней имеют только те, кто действительно нуждается в ней для выполнения своих обязанностей. Информация не должна быть доступна никому другому без соответствующего разрешения.

Целостность

Целостность предполагает, что информация остается точной и неизменной на протяжении всего ее жизненного цикла. Данные не должны подвергаться несанкционированным изменениям по случайности или вследствие злонамеренных действий.

Доступность

Этот принцип обеспечивает, что информация всегда доступна и готова к использованию тем, у кого есть разрешение, именно тогда, когда это необходимо. Это значит, что компьютерные системы и данные должны быть защищены от сбоев и атак, которые могут привести к их недоступности.

Какие данные охраняет ИБ

Персональные данные

Имена, адреса, номера телефонов, номера паспортов, банковские реквизиты, информация о здоровье и образовании.

Финансовые данные

Номера банковских карт, счетов, транзакции, кредитные истории и финансовые отчеты.

Конфиденциальная информация

Деловые секреты, патенты, стратегические планы, информация о клиентах и партнерах.

Интеллектуальная собственность

Авторские права, патенты, товарные знаки, секреты производства.

Системные данные

Параметры конфигурации, логи, журналы, настройки безопасности, ключи доступа.

Данные об инфраструктуре

Информация о сетевых устройствах, серверах, приложениях, физической безопасности.

В каких сферах ИБ важнее всего

Информационная безопасность важна во всех сферах, где обрабатывается и хранится информация:

Финансовая сфера

Информбезопасность защищает данные клиентов банков, инвестиционных фондов и страховых компаний. С помощью ИБ можно предотвратить мошеннические действия и обеспечить стабильную работу системы. Информбезопасность также важна для электронной коммерции, где она защищает данные аккаунтов пользователей. 

Здравоохранение

В этой сфере информбезопасность необходима, чтобы чувствительные для каждого человека данные не попали в открытый доступ: истории болезни, рецепты лекарств и анализы. В сфере фармацевтики защита данных нужна при разработке лекарств для защиты интеллектуальной собственности. 

Правительство

Здесь необходимо защищать личные данные граждан: номера их паспортов, место их регистрации или прописки, налоговую информацию. Также правительство должно защищать информацию о критической инфраструктуре страны и о ее вооруженных силах. 

Производство

Компании должны защищать данные о своих производственных процессах для защиты патентов и интеллектуальной собственности. Также в открытый доступ не должны попадать данные о клиентах и поставщиках. 

Транспорт

Перевозчики должны защищать данные о своих пассажирах и об их перемещениях. Также авиакомпании, железнодорожные и морские перевозчики должны хранить в тайне данные о перевозках грузов. 

Энергетика

Данные о критической инфраструктуре не должны попадать в открытый доступ. Для этого электростанции и, особенно, АЭС не должны раскрывать информацию о себе, а также давать возможность вывести из строя систему с помощью хакерской атаки. 

Телекоммуникации

Сотовые операторы и провайдеры интернета должны защищать данные своих клиентов и ту информацию, которую они передают, чтобы та не оказалась в руках злоумышленников.

Какими методами пользуются специалисты по ИБ

Методы обеспечения информационной безопасности делятся на два типа: технические и организационные. К первым относится работа с программным обеспечением, а ко вторым ― работа с людьми.

Технические методы

Шифрование

Чтобы информацию не мог прочитать никто, кроме отправителя и адресата, используется шифрование: перевод информации в нечитаемый вид. Чтобы прочитать зашифрованное послание, необходим ключ, Он может состоять из большого количества символов, которые невозможно подобрать за разумное время. 

Сетевая безопасность

Использование технических средств, таких как брандмауэры, VPN, IDS/IPS, антивирусных программ, может гарантировать, что доступ к вашей информации будет надежно защищен. 

Управление доступом

Если администратор позволит обычным пользователям получать только часть информации, а чувствительные данные будут доступны только по паролю, тогда это поможет уберечь данные от утечки. 

Безопасность приложений

Специалисты по информбезопасности также проверяют программы на возможность проникновения, анализируют их код, защиту от SQL-инъекций и XSS-атак, чтобы гарантировать, что хакеры не найдут эту уязвимость для кражи данных. 

Мониторинг безопасности

Это специальные системы, которые помогают отслеживать подозрительные действия в сети, мониторят журналы и присылают отчеты безопасникам, если замечают неожиданные события. 

Искусственный интеллект

В последнее время ИИ стал часто использоваться в информбезопасности, чтобы заменить человека на однообразной работе по отслеживанию угроз. Такой ИИ отслеживает события в сети и подает сигнал, если что-то кажется ему подозрительным. 

Организационные методы

Политика информационной безопасности

В компании, где четко прописаны правила обращения с информацией, серьезно снижаются риски того, что произойдет незапланированный инцидент. 

Обучение сотрудников

Сотрудники, которые обучены не вставлять найденные на улице флешки в компьютер или не открывать письма с сомнительным содержимым, не станут причиной проблем с информбезопасностью.

Анализ инцидентов

Если утечка или проникновение произошли, то важно проанализировать, почему так получилось и предпринять все необходимые действия, чтобы эта ситуация вновь не повторялась.

Источник: Shutterstock. Методы обеспечения информационной безопасности можно разделить на технические и организационные

Инструменты для защиты информации

  • Антивирусное ПО, например, Norton, McAfee, Kaspersky. Они защищают систему от вирусов, троянов и шпионских программ. 
  • Брандмауэры (файрволы), например, Windows Firewall, Cisco ASA. Они контролируют входящий и исходящий трафик, защищая сеть от несанкционированного доступа.
  • Системы предотвращения вторжений (IPS) и системы обнаружения вторжений (IDS) мониторят сетевой трафик на предмет подозрительной активности и могут автоматически реагировать на угрозы.
  • Средства управления доступом, например, Active Directory, LDAP. Они контролируют, кто имеет доступ к информации и ресурсам, включая системы аутентификации и авторизации. 
  • VPN (Виртуальные частные сети) обеспечивают защищенное соединение между пользователями и корпоративной сетью. Пред отправкой через интернет данные в них шифруются. 
  • Инструменты мониторинга безопасности, например, Splunk, ELK Stack. Это средства для анализа и мониторинга логов, сетевого трафика и других данных в реальном времени. 
  • Резервное копирование и восстановление данных, например, Veeam, Acronis. Это инструменты для создания резервных копий данных и их восстановления в случае потери или повреждения. 
  • Инструменты для сканирования систем на наличие уязвимостей и их устранения, например, Nessus, Qualys.

Как начать заниматься информационной безопасностью

Для начала необходимо определить, какой аспект информбезопасности вам интересен: технический или управленческий. В зависимости от этого вам стоит рассмотреть два вида образования: обучение программированию, если вы хотите быть техническим специалистом, или уклон в юридическое образование, если вы хотите заниматься управлением в сфере ИБ. 

Далее можно рассмотреть возможность получения высшего образования в сфере ИБ. Такие программы обучения можно найти во многих технических вузах. Можно отучиться как на специализированном направлении, а можно выбрать смежную область, например, сетевую безопасность, разработку ПО, криптографию, анализ данных.

Также можно пройти онлайн-курсы по информационной безопасности. Программы обучения длительностью от года позволят вам получить первоначальные навыки, необходимые специалисту по ИБ. Знания можно будет углубить во время стажировок или работы на начальных позициях в сфере информационной безопасности. 

Андрей Лебедев

Похожие публикации

Для чего нужен межсетевой экран и как он работает

Разберемся, что такое межсетевой экран (иначе называется firewall или файрвол, а также brandmauer или брандмайэр),…

2 недели назад

Аутсорсинг VS собственное производство одежды: опыт бренда кроссовок

Один способ позволяет отслеживать каждую деталь изделия, другой – сфокусироваться на брендинге и маркетинге. Разбираемся…

4 недели назад

Как сократить затраты на инфраструктуру в два раза: опыт ИТ-компании Ctrl2GO

Рассказываем, как помогли российскому разработчику систем аналитики мигрировать в частное облако и сократить затраты на…

4 недели назад

Каким должен быть сайт-визитка для эксперта

Рассказываем, как создать сайт-визитку и какой должна быть структура. Внутри — инструкция, которая поможет предпринимателям.

1 месяц назад

Как продвигать бизнес с помощью геосервисов

Онлайн-карты — хорошая площадка для привлечения аудитории в бизнес. Рассказываем об инструментах продвижения в геосервисах.

1 месяц назад

Как открыть своё digital-агентство

Можно стартовать с багажом знаний из найма или практически без опыта. Рассказываем, что нужно делать:…

1 месяц назад