Холдинг: что это такое, как работает и кому выгоден
Рассмотрим, в чем особенности этой корпоративной структуры, какие у нее преимущества и недостатки.
Что такое холдинг
Холдинг — это формат ведения крупного бизнеса, при котором одна компания управляет другими. Такая структура может объединять множество бизнесов под единым управлением, позволяя им сохранять ограниченную независимость в установленных рамках, но при этом извлекать пользу из ресурсов материнской компании.
Холдинги могут работать в различных отраслях, больше того, позволяют объединять предприятия разного профиля в единую группу. Благодаря общим усилиям разных компаний оптимизируются ресурсы и минимизируются риски. Входящие в один холдинг компании могут обмениваться технологиями, делиться рынками или совместно разрабатывать новые продукты.
Реализовывать самые амбициозные проекты предпринимателям помогают сервисы для бизнеса, которые предлагает компания reg.ru.
Одно из важных преимуществ холдингов — возможность аккумулировать капитал для больших инвестиций. Также такие компании могут обеспечивать защиту активов: если у одной дочерней организации есть финансовые трудности, другие компании не должны за них отвечать.
Как появляются холдинги
Холдинги как структура организации капитала возникли в ответ на потребности современного рынка — бизнес стремится к оптимизации управления активами.
- Организации приобретают контрольный пакет акций компании. К примеру, финансовое учреждение покупает акции фирмы, занимающейся производством терминалов для оплаты. В результате она получает ключевые показатели эффективности (KPI) и гарантированный сбыт, а банк — доступ к терминалам по привлекательной цене.
- Компании заключают соглашение о подчинении одного предприятия другому. Например, дочерняя структура передает управление материнской компании, которая будет ответственна за дальнейшую работу. Головная компания получает актив, способный приносить доход или быть выгодно реализованным, а дочерняя — поддержку, которая открывает новые рынки, инвестирует средства и предоставляет преимущества в конкурентной борьбе.
- Предприятия основывают новые направления и интегрируют их в существующую структуру холдинга. К примеру, маркетплейс может создать службу доставки и фактически «подчинить» ее себе. Это позволяет сразу же выстроить процессы в соответствии с корпоративными стандартами материнской компании и действовать более эффективно.
Формирование холдингов обеспечивает грамотное распределение ресурсов, снижает финансовые риски и помогает углублять специализацию. Компании часто рассматривают холдинговую форму как способ оптимизации: выстраивают сложные сети дочерних организаций, что открывает возможности для диверсификации.
Классификация холдингов
Компании, находящиеся под управлением материнской, могут контролироваться разными способами. В имущественном варианте материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерних компаний. В договорном — управление осуществляется на основании соглашений, а не через контроль за акциями.
Головная компания может не заниматься производственной деятельностью, а только контролировать и управлять дочерними структурами через владение акциями. Или же контроль со стороны материнской компании может сочетаться с собственными производственными процессами.
Связи между компаниями, входящими в холдинг, могут быть интегрированными, когда предприятия работают как единое целое, или конгломератными, объединяющими независимые компании из разных секторов.
Компании внутри холдинга влияют друг на друга. По этому критерию организации можно разделить на классические холдинги — управление осуществляется через владение капиталом, а также перекрестные — компании владеют акциями друг друга для улучшения доступа к ресурсам и повышения конкурентоспособности.
Плюсы и минусы холдинга
Как и у любой структуры, у холдингов как формы ведения бизнеса есть свои достоинства и недостатки.
Плюсы холдингов:
- оптимизация управленческих процессов;
- пирамидальная структура — головная компания принимает основные решения или, например, производит сырье, а дочерние или даже внучатые (есть и такой термин) структуры отвечают за часть большого производственного процесса, например обеспечивают переработку сырья, логистику, реализацию конечной продукции;
- ограниченная материальная ответственность — если у одной компании холдинга дела идут плохо, остальные не обязаны за нее отвечать, если только не будет доказано, что к такой ситуации привели решения руководства холдинга;
- возможность задействовать разные налоговые режимы — разные компании, входящие в холдинг, могут использовать разные схемы налогообложения, что дает возможность маневра в этих вопросах.
Минусы холдингов:
- бюрократия и сложный документооборот;
- сложная структура управления, которая может негативно влиять на скорость принятия решений;
- непростая интеграция новых компаний, в которых сложились собственные бизнес-процессы.
Примеры холдингов
Когда компании объединяются и работают в холдинге, масштаб бизнеса растет, а вместе с ним и узнаваемость брендов. На мировом рынке много известных крупных холдингов.
Alphabet Inc. — материнская компания Google, которая охватывает широкий спектр технологий, включая поисковые системы, облачные решения, искусственный интеллект и автономные автомобили. Alphabet активно инвестирует в стартапы, стремясь расширить свое влияние в различных отраслях.
Berkshire Hathaway — инвестиционный холдинг, возглавляемый Уорреном Баффетом. Ему принадлежат компании в самых разных отраслях: страховщик GEICO, производитель батареек Duracell, железная дорога BNSF Railway, один из крупнейших в мире производителей одежды Fruit of the Loom. Еще в большем числе компаний Berkshire Hathaway владеет долями: тут и American Express, и Coca-Cola Company, и Apple, и многие другие.
LVMH Moët Hennessy — Louis Vuitton — гигант в мире люкса, объединяющий более 75 престижных брендов в области моды, косметики и алкоголя. В LVMH входят такие известные всем компании, как Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Moët & Chandon, TAG Heuer, Hublot, Tiffany & Co и многие другие.
В России также есть много крупных холдингов, которые играют значительную роль в экономике страны. Один из самых известных — холдинг «Газпром», в который входят компании по добыче, транспортировке и продаже природного газа и нефти. В энергетическом секторе стоит также упомянуть «РусГидро», холдинг, объединяющий более полусотни гидроэлектростанций в России, энергосбытовые компании и научно-проектные институты.
Яркий пример холдинга — «Сбербанк», который не только осуществляет банковскую деятельность, но и активно развивает финансовые технологии и e-commerce. В экосистему холдинга входят, например, сервис доставки продуктов «Самокат», маркетплейс «Мегамаркет» и совместные предприятия с «ВК».
Ирина Рудевич