e
Мы все реже пользуемся обычной сотовой связью, чтобы созвониться с родными, друзьями и коллегами. Звонки в Whatsapp и Telegram, видеоконференции для удаленной работы — интернет-телефония прочно вошла в нашу жизнь. Одной из лучших платформ для виртуальной АТС является Asterisk. Что это, почему ее считают «революцией в телефонии», какие есть преимущества использования — рассмотрим в статье.
Asterisk представляет собой высокоэффективную платформу для создания современных систем телефонной связи — виртуальных АТС. Можно сказать, это центр управления звонками через интернет. С помощью Asterisk можно организовать звонки между разными телефонами в компании, создать автоответчики с разными голосовыми командами, записать телефонные разговоры или настроить многоканальную связь — чтобы звонки шли не на один телефон, а сразу на несколько (кто-то из них ответит). С момента своего возникновения IP-телефония Asterisk стала очень популярна как среди бизнеса, так и среди разработчиков благодаря тому, что это гораздо дешевле традиционной телефонии и гибче в плане настроек.
Asterisk был запущен в 2004 году Марком Спенсером. После вуза он создал компанию техподдержки GNU/Linux, но озадачился выбором АТС. Телефония для поддержки — один из главных звеньев работы, поэтому Марку нужна была функциональная, гибкая и мощная система. У него не было денег на покупку классической АТС, поэтому Спенсер написал свою собственную. Именно это и был Asterisk. Проект назвали в честь символа «*», с английского — «звёздочка». В дальнейшем Спенсер понял, что развитие платформы для создания виртуальных АТС даже перспективнее, чем первоначальная деятельность его компании, и полностью сменил приоритет на доработку решения.
С 2004 по 2016 год Asterisk стабильно развивался, появлялись разные возможности для интеграции с системами связи. Asterisk быстро завоевал популярность благодаря своему открытому исходному коду и широкому набору функций. За свою 20-летнюю историю Asterisk стал основой для множества коммерческих решений и привлек внимание разработчиков, которые начали создавать свои приложения на его основе. Активное сообщество и регулярные обновления сделали эту платформу для IP-телефонии одним из самых актуальных инструментов в быстро меняющемся мире технологий.
Телефония на базе Asterisk предлагает самые разные возможности, которые помогут решить любые задачи коммуникаций на корпоративном уровне. Функциональность Asterisk включает в себя:
Давайте представим небольшую компанию, например, интернет-магазин, где работает 10 сотрудников. Посмотрим, как Asterisk может помочь улучшить их работу и упростить телефонию:
Автоответчик
Когда клиент звонит в магазин, он сразу слышит приветствие: «Здравствуйте, вы позвонили в магазин XYZ. Для связи с оператором нажмите 1, с отделом доставки — 2, с техподдержкой — 3». С помощью Asterisk звонки автоматически направляются в нужный отдел, без необходимости нанимать отдельного сотрудника для распределения звонков.
Ведение единой телефонной сети внутри компании
Все сотрудники подключены к Asterisk через IP-телефоны или компьютеры. Теперь они могут звонить друг другу по внутренним номерам (например, «добавочный 101» для бухгалтера). Это работает даже для дистанционных сотрудников. Звонок проходит через интернет, а не через сотовую сеть.
Очередь входящих звонков
Если все сотрудники заняты, клиенту не сбрасывают звонок, а ставят его в очередь. В Asterisk можно настроить, чтобы клиент слышал приятную музыку и голос, который сообщает, что с ним скоро свяжется оператор.
Запись звонков
С помощью Asterisk можно записывать разговоры с клиентами. Это полезно, чтобы проверить, как сотрудники общаются, или для решения спорных ситуаций: «Вы обещали скидку!», «Нет, не обещали!» — запись всё покажет.
Обработка звонков после рабочего времени
Если клиент звонит, когда офис уже закрыт, Asterisk может включить автоответчик: «Наши часы работы с 9:00 до 18:00. Оставьте сообщение, и мы перезвоним вам завтра!». Это позволяет не терять клиентов.
Экономия на звонках
Asterisk работает через интернет. Это позволяет компании экономить на дорогостоящей связи (особенно если звонки идут в другие города или страны).
Зависит от размера компании и нагрузки на систему.
Облако Рег.ру предоставляет облачные решения, как для небольших компаний, так и для построения полноценной ИТ-инфраструктуры.
Почему Asterisk считается выдающимся инструментом телефонии?
Как происходит установка и настройка Asterisk? Это универсальная система, которая может функционировать на большинстве платформ Linux, а также на некоторых других ОС, включая Solaris, BSD, MacOS X. Кроме того, существует даже версия под Windows — Asterisk for Win32.
Базовый комплект Asterisk включает три главных пакета, доступных для загрузки с официального сайта:
Asterisk: дистрибутив актуальной версии, например 1.6.0.6.
Драйверы телефонии DAHDI (расшифровывается как Digium Asterisk Hardware Device Interface), а также утилиты DAHDI Tools. Это обновленная версия ранее использовавшегося пакета zaptel.
Библиотеки Libpri, необходимые для работы с PRI (Primary Rate Interface). На сайте представлены ссылки для загрузки версий как для 32-битных, так и для 64-битных систем.
Если вы планируете работать исключительно с VoIP-телефонией, вам будет достаточно установить только основной пакет Asterisk. Однако рекомендуется установить и дополнительные компоненты для расширения функционала.
Кроме базового набора, вы можете установить такие опции, как:
Asterisk GUI 2.0 — графический интерфейс Asterisk для управления системой.
Modules and Addons — набор дополнительных модулей, включающий, например, поддержку MySQL или воспроизведение mp3-файлов.
Важно отметить, что аддоны вроде MySQL или ODBC могут вызвать конфликты в системе, если устанавливать их одновременно. Рекомендуется использовать только один драйвер базы данных, отключив другой вариант. Также учтите, что активация поддержки mp3 увеличивает нагрузку на систему, ведь воспроизводимый файл сначала требуется декодировать.
Asterisk имеет множество нюансов установки, но при правильной настройке остается идеальным выбором для бизнеса, который стремится оптимизировать телефонную коммуникацию и улучшить взаимодействие с клиентами.
Анна Прозорова
Рассказываем про порядок проведения, разновидности и периодичности инструктажей, а также о журналах и ответственных сотрудниках. …
Патентная система налогообложения особенно выгодна для малого бизнеса с ограниченным перечнем видов деятельности и небольшим…
Франшиза — это возможность начать бизнес, используя проверенную бизнес-модель и узнаваемый бренд, что снижает риски…
Предприниматель может значительно улучшить свою ликвидность, избегая кассовых разрывов и получая возможность оперативно финансировать текущие…
МРОТ гарантирует минимальный уровень оплаты труда, защищая работников от эксплуатации. Знание МРОТ позволяет отстаивать свои…
Мониторинг сетей и серверов — основная задача Zabbix. Для удобного отслеживания работы сети данные лучше…