Анализ рентабельности продукции: формула и порядок расчёта
Рентабельность (или прибыльность) — это один из основных финансовых коэффициентов, которые характеризуют результаты деятельности бизнеса.
Расскажем, какие виды рентабельности бывают, как посчитать рентабельность продукции, и о чём говорит этот показатель
Для чего нужны показатели рентабельности и какие они бывают
Любой бизнес создают для того, чтобы заработать прибыль. Но сама по себе сумма прибыли не всегда дает возможность понять, насколько эффективно работает организация.
Например, рассмотрим две компании «Альфа» и «Бета». Их показатели за 2023 год были такими:
Компания | Выручка, тыс. руб. | Чистая прибыль, тыс. руб. |
«Альфа» | 32 000 | 3 500 |
«Бета» | 24 000 | 2 700 |
На первый взгляд, у компании «Альфа» результаты лучше — выше и выручка, и прибыль. Но если рассчитать отношение прибыли к выручке, то картина изменится:
Ра = 3 500 тыс. руб. / 32 000 тыс. руб. х 100% = 10,9%
Рб = 2 900 тыс. руб. / 24 000 тыс. руб. х 100% = 12,1%
Получается, что компания «Бета» работает эффективнее — получает больше прибыли на каждый рубль выручки.
По такому же принципу можно сравнивать и результаты одной организации, но за разные периоды.
Отношение прибыли к выручке — это и есть один из видов рентабельности, а именно — рентабельность продаж. Но существует и немало других видов: например, рентабельность активов, рентабельность инвестиций и т.п.
Далее подробно расскажем об одном из важных видов рентабельности — рентабельности продукции.
Как рассчитать рентабельность продукции: 6 способов
Рентабельность продукции — это отношение прибыли к себестоимости, т.е. к затратам на ее производство и реализацию.
Увидеть прибыль, а также свои доходы и расходы бизнесмен может в бухгалтерском отчёте, который называется отчетом о финансовых результатах (форма № 2)
В форме № 2 можно выделить два вида себестоимости и три основных вида прибыли. Далее в формулах рентабельности продукции везде будем указывать номера строк формы № 2.
Рассчитаем показатели рентабельности продукции за 2023 год на примере компании «Интерьер», которая занимается производством мебели. Форма № 2 организации за 2022–2023 годы приведена ниже.
Производственная себестоимость (стр. 2120) — это все прямые расходы, которые непосредственно связаны с основным бизнес-процессом. Например, сюда относят сырье и материалы, зарплату рабочих и страховые взносы с нее, амортизацию оборудования и т.п.
Полная себестоимость — это все затраты компании, связанные с основной деятельностью. Чтобы ее определить, нужно добавить к производственной себестоимости:
- коммерческие расходы (стр. 2210) — реклама, доставка продукции или товаров, страхование грузов и т.п.;
- управленческие расходы (стр. 2220) — зарплата управленческого персонала со взносами, аренда офиса, связь, информационные услуги и т.п.
Валовая прибыль (стр. 2100) — это разность между выручкой и производственной себестоимостью.
Прибыль от продаж (стр. 2200) — это разность между выручкой и полной себестоимостью.
Чистая прибыль (стр. 2400) — это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, а также за вычетом налога на прибыль. К прочим относятся, например, проценты по заемным средствам, пени, штрафы и т.п.
Рассчитаем для компании «Интерьер» 6 видов рентабельности продукции:
1.По валовой прибыли и производственной себестоимости:
Р1 = стр. 2100 / стр. 2120 х 100% = 11 500 тыс. руб. / 36 500 тыс. руб. х 100% = 31,5%
2.По валовой прибыли и полной себестоимости:
Р2 = стр. 2100 / (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220) х 100%. = 11 500 тыс. руб. / (36 500 тыс. руб. + 1 250 тыс. руб. + 2 440 тыс.руб.) х 100 % = 28,6%
3.По прибыли от продаж и производственной себестоимости:
Р3 = стр. 2200 / стр. 2120 х 100%. = 7 810 тыс. руб. / 36 500 тыс. руб. х 100% = 21,4%
4.По прибыли от продаж и полной себестоимости:
Р4 = стр. 2200 / (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220) х 100%. = 7 810 тыс. руб. / (36 500 тыс. руб. + 1 250 тыс. руб. + 2 440 тыс.руб.) х 100 % = 19,4%
5.По чистой прибыли и производственной себестоимости:
Р5 = стр. 2400 / стр. 2120 х 100%. = 5 616 тыс. руб. / 36 500 тыс. руб. х 100% = 15,4%
6.По чистой прибыли и полной себестоимости:
Р6 = стр. 2400 / (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220) х 100%. = 5 616 тыс. руб. / (36 500 тыс. руб. + 1 250 тыс. руб. + 2 440 тыс.руб.) х 100 % = 14,0%
Что показывают разные виды рентабельности продукции
Каждый из видов характеризует организацию с определенной стороны.
Рентабельность по валовой прибыли показывает, насколько эффективно работает основной бизнес-процесс компании. Для производства это будет управление выпуском продукции.
Рентабельность по прибыли от продаж говорит о том, насколько результативно работает организация в целом с учетом маркетинга и управленческих затрат. Другими словами, этот показатель характеризует эффективность управления всей компанией.
Рентабельность по чистой прибыли интересна в первую очередь собственникам и потенциальным внешним инвесторам. Она показывает, какая часть от потраченных денег в итоге останется в распоряжении компании и может быть выдана в качестве дивидендов.
Рассчитаем для компании «Интерьер» 6 видов рентабельности продукции:
1. По валовой прибыли и производственной себестоимости:
Р1 = стр. 2100 / стр. 2120 х 100% = 11 500 тыс. руб. / 36 500 тыс. руб. х 100% = 31,5%
2. По валовой прибыли и полной себестоимости:
Р2 = стр. 2100 / (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220) х 100%. = 11 500 тыс. руб. / (36 500 тыс. руб. + 1 250 тыс. руб. + 2 440 тыс.руб.) х 100 % = 28,6%
3. По прибыли от продаж и производственной себестоимости:
Р3 = стр. 2200 / стр. 2120 х 100%. = 7 810 тыс. руб. / 36 500 тыс. руб. х 100% = 21,4%
4. По прибыли от продаж и полной себестоимости:
Р4 = стр. 2200 / (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220) х 100%. = 7 810 тыс. руб. / (36 500 тыс. руб. + 1 250 тыс. руб. + 2 440 тыс.руб.) х 100 % = 19,4%
5. По чистой прибыли и производственной себестоимости:
Р5 = стр. 2400 / стр. 2120 х 100%. = 5 616 тыс. руб. / 36 500 тыс. руб. х 100% = 15,4%
6. По чистой прибыли и полной себестоимости:
Р6 = стр. 2400 / (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220) х 100%. = 5 616 тыс. руб. / (36 500 тыс. руб. + 1 250 тыс. руб. + 2 440 тыс.руб.) х 100 % = 14,0%
Анализ рентабельности
Рентабельность по видам продукции позволяет определить, какие виды приносят максимальный доход, а от чего, возможно, следует отказаться. Общая формула рентабельности единицы продукции:
Р = ПР / ПС, где
ПР — прибыль по конкретному виду продукции
СС — себестоимость указанного вида продукции
Так можно считать любой вид рентабельности, но чаще рентабельность реализованной продукции в разрезе видов считают по валовой прибыли. Дело в том, что при расчете валовой прибыли участвует только производственная себестоимость, которую проще разделить между видами продукции, чем остальные расходы.
Так, довольно трудно определить, на продажи какого из продуктов повлияла та или иная реклама. Кликнув на объявление, человек мог зайти на сайт за одним товаром, но в итоге передумать и уйти, а потом снова вернуться уже за другим товаром.
Анализ в динамике. Все показатели рентабельности нужно сравнивать за несколько периодов, желательно, не менее, чем за 3–4 года, если есть такая информация. В идеале от периода к периоду должна расти, как рентабельность, так и абсолютная прибыль.
Продолжим пример с компанией «Интерьер». Из формы № 2 видно, что валовая прибыль за 2023 год больше, чем была в 2022 году. Рассчитаем показатели рентабельности по валовой прибыли за 2022 год и сравним с 2023 годом.
Р1 = 8 100 тыс руб. / 34 200 тыс руб. х 100% = 23.7%
Р2 = 8 100 тыс. руб. / (34 200 тыс руб. + 1 100 тыс. руб. + 2 050 тыс. руб.) х 100% = 21,7%.
Для удобства сравнения представим показатели валовой прибыли и рентабельности по ней в виде таблицы.
Показатель | 2022 год | 2023 год |
Валовая прибыль | 8 100 тыс. руб. | 11 500 тыс. руб. |
Р1 | 23,7% | 31,5% |
Р2 | 21,7% | 28,6% |
Из таблицы видно, что в 2023 году по сравнению с 2022 годом существенно увеличилась, как валовая прибыль, так и рентабельность по ней. Это значит, что производство стало работать более эффективно.
По такому же принципу можно сравнить любые другие виды рентабельности, в том числе с плановыми показателями и данными конкурентов.
Сравнение с планом. Эффективное управление бизнесом невозможно без планирования. Поэтому все виды рентабельности нужно сравнивать с плановыми показателями.
Если рентабельность получилась ниже плана, то нужно найти причины и постараться в дальнейшем ее повысить. Некоторые пути повышения рентабельности рассмотрены в следующем разделе.
Также необходим дополнительный анализ, если рентабельность получилась значительно выше плановой, например, планировали 10%, а фактически получили 25%. Конечно, это хорошо, но в таком случае желательно еще раз проверить расчеты на предмет ошибок. А если ошибки нет, значит, при планировании не учли какой-то важный фактор. Нужно понять в чем дело и обязательно учесть его в следующий раз.
Сравнение с конкурентами. Бухгалтерскую отчетность большинства компаний можно найти в открытом доступе.
Целесообразно запрашивать данные конкурентов на государственном информационном ресурсе и считать их рентабельность.
Для сравнения с конкурентами лучше всего использовать рентабельность по валовой прибыли и по прибыли от продаж.
- Валовая прибыль позволит сравнить эффективность основных бизнес-процессов.
- Прибыль от продаж не учитывает непрофильные доходы и расходы, а также налоговый режим. Поэтому рентабельность по этому виду прибыли позволяет объективно сравнить разные бизнесы.
Подход здесь тот же, что и при сравнении с планом. Если результаты получились хуже, чем у конкурентов, нужно найти причины и постараться в дальнейшем улучшить свои показатели.
Сравнение со среднеотраслевыми показателями. Налоговики ежегодно публикуют рентабельность по прибыли от продаж и полной себестоимости в разрезе отраслей и по экономике в целом.
Если рентабельность компании будет ниже среднеотраслевой более, чем на 10%, то это может стать одной из причин для назначения выездной налоговой проверки.
Вернемся к компании «Интерьер». Отдельно отрасль «Производство мебели» у налоговиков не выделена, поэтому для сравнения возьмем наиболее подходящий вариант «Производство прочих готовых изделий», а также средние данные по экономике.
Рентабельность по прибыли от продаж и полной себестоимости | 2022 | 2023 |
В среднем по экономике | 14,6% | 13,5% |
В среднем для производства прочих готовых изделий | 15,1% | 14,4% |
Данные компании «Интерьер» | 13,3% | 19,4% |
Из таблицы видно, что в 2022 году рентабельность у организации была ниже средней. Однако в 2023 году этот показатель компании улучшился и существенно превысил средние значения. Если в дальнейшем организация будет работать так же результативно, то претензии от налоговиков по поводу рентабельности маловероятны.
Как повысить рентабельность продукции
Из формулы рентабельности видно, что нужно делать для ее повышения: увеличивать прибыль или снижать себестоимость, а лучше — делать и то, и другое одновременно.
На каждом «уровне» рентабельности будут свои методы оптимизации.
- Рост объемов продаж продукции,
- снижение стоимости материалов,
- приведение сдельных тарифов в соответствие с результатами труда
— все это повышает рентабельность по валовой прибыли.
Так, можно перейти на более прогрессивную технологию производства, для которой требуется меньше сырья.
Для повышения рентабельности по прибыли от продаж, кроме перечисленных выше факторов:
- нужно оптимизировать затраты на продвижение продукции и управление бизнесом.
Например, можно передать на аутсорсинг часть управленческих функций: бухучет, работу с кадрами, юридическую поддержку. Нередко услуги аутсорсинговых компаний обходятся дешевле, чем расходы на штатных сотрудников: зарплата, взносы, содержание рабочих мест.
На чистую прибыль, кроме выручки и основных расходов, влияют также дополнительные доходы и расходы, в частности, связанные с выдачей или получением заемных средств. Также чистая прибыль зависит от применяемой компанией системы налогообложения.
Повысить рентабельность по чистой прибыли можно, если:
- рефинансировать кредит под более низкий процент,
- перейти на специальный налоговый режим.