e Как перевести бизнес в онлайн: 7 шагов – Блог Рег.ру
Категории Онлайн-бизнес

Как перевести бизнес в онлайн: 7 шагов

На примере книжного магазина

Онлайн-торговля — одна из самых быстрорастущих и прибыльных сфер. С 2021 года отрасль кратно выросла за счет карантина в пандемию, большинство бизнесов перешли в онлайн и за счет этого преуспели: расширили клиентскую базу, получили много заказов.

Разбираемся, кому нужно перевести бизнес в онлайн, как сделать это грамотно и уберечь себя от провала.

Зачем торговать онлайн

Если вы ещё раздумываете о пользе интернета для бизнеса, вот несколько преимуществ:

  • Расширение границ. Интернет-магазин не ограничен районом, городом, страной. К вам может прийти покупатель из любой точки мира, и если организовать логистику грамотно, клиент будет вашим надолго.
  • Доступ 24/7. Больше нет временных ограничений и расписания. Если обработка заказов автоматизирована, торговля будет идти, даже когда вы спите.
  • Современное «сарафанное радио»: онлайн — прекрасное место, чтобы о вас узнали как можно больше людей. Пользуйтесь преимуществом интернета: не забывайте проводить акции, репосты, коллаборации с блогерами.
  • Экономия в мелочах: бизнес может не арендовать помещение, не привлекать клининг и охрану. 
  • Умные помощники облегчат общение с клиентами. Настройте автоматические ответы в WhatsApp и Telegram, чтобы рассылать клиентам промо, информацию о распродажах и уведомления о статусе заказа. Только не переборщите с рекламными сообщениями — мало кому нравится навязчивость. 

Как понять, сможете ли вы продавать онлайн

Сегодня офлайн-торговля — больше про ситуативные покупки или шоппинг, когда хочется рассмотреть и пощупать товар перед покупкой. Тут зависит от товара: например, продукты многим нравится выбирать «вживую»,  а вот платье удобнее получить на дом, там же примерить и выкупить.

Перед стартом продаж изучите целевую аудиторию и проверьте спрос: так, если вы занимаетесь сбытом табачной продукции или торгуете животными, онлайн-торговля для вас закрыта. Традиционно чаще в офлайн-магазины любят ходить пожилые люди, которым сложно разбираться с диджиталом, это нужно учитывать.

В остальных случаях для успешности бизнес должен быть представлен онлайн: так вы охватите кратно большую аудиторию, в десятки раз увеличите прибыль. 

Это важно и для инвесторов: они охотнее вложатся в проект, доступный в разных форматах.

Допустим, у вас уютный книжный магазин в спальном районе Москвы. Он популярен у местных жителей, но вам хочется больше заказов. Расширить клиентскую базу поможет интернет-торговля.

Чем нельзя торговать в интернете

Допустим, книжный заработал, но вам хочется добавить на сайт что-нибудь ещё. Внимательно изучите закон, потому что в России в интернете нельзя продавать:

  • оружие, электрошокеры
  • шифровальную технику (средства для скрытого получения информации)
  • товары, связанные с азартными играми
  • лекарства (за исключением БАДов) и ртутные термометры
  • живых животных и насекомых
  • медицинское оборудование
  • рентгеновское оборудование, приборы с использованием радиоактивных веществ и изотопов
  • табачную продукцию и алкоголь

Какие товары отлично раскупают в онлайн-сегменте 

Лучше всего обычно продается техника: мобильные телефоны и аксессуары к ним, ноутбуки, плееры, телевизоры, холодильники и прочие бытовые помощники.

На втором месте одежда. Здесь безусловный спрос со стороны большого количества женщин, которые слишком заняты бытом или работой и не могут выделить время на оффлайн-шоппинг. Удобно, что во многих магазинах есть бесплатная примерка и возврат –– можно потрогать товары и отказаться, если что-то не устроило. 

Сюда же относится парфюмерия и уходовая косметика. 

Многие любят заказывать готовую еду на дом или в офис. Особенно это популярно среди молодых людей.

Решились настроить продажи в онлайне? Вот пошаговая инструкция:

Шаг №1. Создаём сайт

Долгая разработка сайта дизайнером и программистом — практически прошлый век. На рынке много конструкторов, которые позволяют запуститься за несколько часов. Есть бесплатные CMS-системы (англ. Content management system, система управления контентом). Тем, кто не хочет тратить время, подойдет готовое предложение Reg.ru: запустите сайт в несколько кликов, выбрав удобный формат и название.

Шаг №2. Заполняем страницы

Начните с главной. Клиенту должны быть сразу доступны:

  • Информация о компании: важно понимать, кто вы, как называетесь и что предлагаете.
  • Уникальное торговое предложение (УТП) – то, что отличает вас от других. Подумайте, что вы можете предложить аудитории такого, чего нет у других. Например, бесплатную доставку  книг или индивидуального менеджера, который поможет подобрать литературу.
  • Призыв к действию (CTA) – изображение, текст в кнопке, всплывающее окно или строка текста, которые показывают клиентам, что сделать, чтобы купить продукт/услугу или посмотреть каталог. Например, сделайте кнопки «Перейти в корзину», «Посмотреть весь ассортимент», «Другие книги автора».

Не забудьте: закон «О защите прав потребителя» обязывает владельцев интернет-магазинов размещать юридическую информацию о компании или ИП: место регистрации, ИНН, ОГРН и режим работы.

Шаг №3. Рассказываем об ассортименте

Покажите на сайте то, что продаете. Если это услуга, можно оформить красивый лендинг с описанием предложения, отзывами клиентов и порядком заявки. Если товары, позаботьтесь о качественных фото и понятном подробном описании.

В карточке каждого товара нужно указать:

  • свойства (размер, вес, цвет);
  • место производства;
  • сроки службы, годности и гарантии;
  • цену;
  • условия продажи и доставки;
  • адрес и полное наименование товара.

Обратите внимание: любые изображения, которые вы размещаете на сайте, не должны нарушать авторские права. Нельзя просто взять фото книг с других ресурсов и опубликовать — будут неприятности с законом.

Шаг №4. Настраиваем онлайн-оплату

Какой магазин без кассы? Пользователям удобно оплачивать онлайн. Привяжите сайт к одной из платежных систем (Яндекс.Касса, Robokassa) или подключите сервисы оплаты (ЮMoney, переводы через банковские приложения). При выборе обращайте внимание на размер абонентской платы и скорость поступления средств на счет. Также вам будет нужна онлайн-касса, которую нужно связать с системой оплаты, сайтом и расчетным счетом.

Шаг №5. Прописываем правила доставки

Курьерских служб сейчас много (СДЭК, Dostavista, Яндекс.Доставка и т.д.). Вам нужно изучить правила сотрудничества и выбрать комфортное предложение: для вас и клиента. С доставкой к вам придет больше заказчиков, а это рост бизнеса. Потом и собственный отдел логистики можно открыть.

Шаг №6. Рекламируем и продвигаем

Вы всё настроили. Теперь нужно нужно сделать так, чтобы ваша целевая аудитория увидела сайт. Для этого есть множество инструментов:

  • SEO, поисковая оптимизация — комплексная работа, которая помогает сайту выйти в топ по определенным запросам и получать трафик из поиска. Подробнее писали об этом тут.
  • Контекстная реклама. Ее увидят в поисковиках те, кто ищет похожий продукт. Сюда же относится таргетинг в социальных сетях, но не все площадки сейчас дают возможность рекламировать бизнес из РФ.
  • PR-публикации о вашей компании помогут усилить репутацию и узнаваемость, передать аудитории ваши профессиональные ценности. 

Важно не просто выбрать подходящий инструмент, но и заложить на него бюджет. Нельзя единожды запустить рекламу и ждать, что бизнес заработает. Все это комплексная, долгая и затратная работа, но при правильном подходе она принесет плоды на горизонте от 4-6 месяцев.

Шаг №7. Запускаем торговлю и не нарушаем законы

Интернет-магазины должны соблюдать общие правила торговли: право потребителей на качественный товар, возврат и обмен, предоставление достоверной информации.

Вернёмся к книжному магазину, который после шести шагов успешно запустился в онлайне. Допустим, потребителю не понравится книга (пришла в плохом состоянии, заказал по ошибке не ту). Магазин обязан обменять товар или вернуть деньги. Если заказ не соответствует описанию на сайте, покупатель должен вернуть его в течение 7 дней. А вы ему деньги — не позднее 10 дней. Подробнее о порядке возврата и обмена можно прочитать тут.

Следующее правило — политика персональных данных. Когда клиент заходит на сайт, система собирает куки (первичные данные о месте и гаджете, с которого зашел человек). Во время заказа просят ввести ФИО, адрес, контакты, а при оплате — данные банковской карты.

Чтобы всё было легально, понадобятся два внутренних документа: политика обработки персональных данных и согласие на их использование. Первый лучше разместить на видном месте, а второй — в форме, где покупатель заполняет свои данные.
Есть нюанс. Магазины могут сделать онлайн-витрину с ассортиментом таких товаров. Чтобы забрать заказ, клиенту придется самостоятельно приехать в оффлайн-точку и оплачивать на месте.

⌘⌘⌘

Похожие публикации

УПД в бухгалтерии: когда один документ может заменить несколько

Многие предприниматели жалуются на сложный и слишком изобильный документооборот: много документов приходится оформлять. Но при…

7 минут назад

Что такое роялти, как их рассчитать и кому они выгодны

Чтобы легально пользоваться результатами чужого труда в своем бизнесе, нужно за это заплатить. И неважно,…

24 часа назад

Франшиза: что это, как работает и стоит ли начинать такой бизнес

Франшизы предоставляют предпринимателям возможность использовать популярные бренды, эффективные бизнес-модели и поддержку со стороны материнской компании.…

3 дня назад

Какие компании называют вендорами и как они работают

Некоторые компании сосредотачивают в своих руках и производственные мощности, и права на то, что на…

6 дней назад

Обособленное подразделение: как открывать и ставить на учет части компании

У любой компании есть адрес, по которому она «прописана», то есть зарегистрирована в ЕГРЮЛ. Но…

7 дней назад

С какого возраста можно открыть ИП и как это правильно сделать

Подросток может заниматься бизнесом, но с учетом важных условий, прописанных в законе. Разбираемся, как несовершеннолетнему…

1 неделя назад